Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

КОНТРАБАНДНОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ ДЛЯ ПИОНЕРОВ И ОКТЯБРЯТ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2020

Раздел
ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
30-38
Ключевые слова
Аркадий Гайдар, заговор, камень Алатырь, закрепка, Arkady Gaidar, charm, Alatyr stone, setting

Авторы
Коровашко Алексей Валерьевич

Место работы
Коровашко Алексей Валерьевич
Национальный исследовательский Нижегородский государствен-ный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Взаимодействие фольклора и литературы воплощается, как правило, в двух аспектах: эксплицитном, предполагающем открытый характер обращения того или иного автора к освоению фольклорного материала, и имплицитном, подразумевающем скрытое, не совсем явное присутствие фольклорно-этнографических реалий в конкретном художественном тексте (конечно, есть случаи, когда устно-поэтическое произведение обнаруживает признаки влияния продуктов индивидуального авторского творчества, и тогда об имплицитности/эксплицитности необходимо говорить применительно к именно этой рецептивной стратегии). Например, поэтическое воссоздание восточнославянских заговоров и заклинаний может осуществляться посредством простого «пересказа» исходного магического словесного текста, адаптируемого к требованиям рифмы и размера (образцы таких «пересказов» широко представлены, в частности, в стихотворных фольклоризованных стилизациях Константина Бальмонта). С другой стороны, заговорно-заклинательная поэзия продолжает жить в литературных текстах Нового и Новейшего времени во фрагментарном, «осколочном» виде, проявляясь на уровне отдельных речевых формул, отсылок к персонажам и локусам магического мира и т.д. Хрестоматийная сказка Аркадия Гайдара «Горячий камень», предназначенная для детской читательской аудитории, представляет собой образец индивидуального авторского произведения, в котором заговорно-заклинательный подтекст заключается в использовании стандартного заговорного локуса (камень Алатырь) и такой типичной заговорной формулы, как закрепка, акцентирующей нерушимость магического слова. Свойства горячего камня в сказке Гайдара вместе с тем таковы, что с ними можно сопоставить признаки, характерные для культовых литоморфных объектов и зафиксированные в многочисленных описаниях восточнославянских ритуальных практик. Кроме того, центральный образ сказки Гайдара неразрывно связан с той концепцией времени, которая в ней реализована

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т. 2. М., 1994.
2 . Дубов И.В. «И покланяшеся идолу камену«». СПб., 1995.
3 . Журавлев А.Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».М., 2005.
4 . Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М., 1997.
5 . Markov Vladimir. Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Balmont, 1890-1909. K?ln, 1988