ПАЛИМПСЕСТ
Литературоведческий журнал
«ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал» публикует исследования по различным аспектам литературоведения, включая историю русской литературы, историю русского литературоведения, литературную критику, теоретические проблемы литературоведения, проблемы текстологии, функционирование литературы в социальном и культурном контексте, взаимосвязь литературы с другими видами искусства, сравнительное литературоведение, в т.ч. сопоставление русской и зарубежной литератур, русской литературы и фольклора. К публикации также принимаются статьи дискуссионного характера, архивные материалы, рецензии, критические обзоры и сообщения, нацеленные на информирование о различных событиях академической жизни.
Согласно определению, палимпсест — это пергамен с рукописным текстом, нанесённым поверх ранее написанного и удалённого (стёртого, смытого или вытравленного) текста. Помимо такого, чисто технического понимания категории палимпсеста, существует довольно много ее индивидуальных интерпретаций, носящих характер метафорического «расширения» исходного понятия. Например, Шарль Бодлер и Томас де Квинси называли палимпсестом человеческий мозг, образованный, если разобраться, бесчисленными наслоениями мыслей, образов и чувств. Французский литературовед Жерар Женетт относил к палимпсестам всю литературу «второго уровня», построенную на интертекстуальных отражениях и включающую пародию, травестирование, шарж и пастиш.Палимпсест, как известно, возникает тогда, когда поверх удаленных знаков, например, стертых или смытых, кем-то наносится новая последовательность графических обозначений: букв, пиктограмм, рисунков, иероглифов.
Нетрудно сделать вывод, что палимпсест – понятие подвижное, открытое к дальнейшим трансформациям и способное, если понадобится, стать обозначением самых разных явлений.
Наш журнал связан с понятием палимпсеста не только своим названием. Его научная стратегия предполагает постоянное движение поверх привычного и заранее данного. Публикуемые в нем статьи, «стирая» устаревшие или недостаточно обоснованные толкования, будут, однако, ориентированы на то, чтобы самим, когда это понадобится, уступить место новым текстам, диалектически отрицающим предшествующее отрицание.
То же самое относится и к тематической направленности «Палимпсеста». Несмотря на то что журнал преимущественно посвящен истории русской литературы, его страницы открыты для любых научных дисциплин, с которыми она так или иначе соприкасается. Решение одной и той же проблемы может быть подвергнуто в нем многократному «переписыванию», обусловленному как новыми фактами, найденными, например, на «поле» межлитературных взаимодействий, так и новыми методами, сформировавшимися в рабочем пространстве других наук.
Кроме того, статьи «Палимпсеста» будут подбираться с тем расчетом, чтобы стереть искусственную оппозицию «старого» и «нового», академически застывшего и продолжающего развиваться. Классические тексты, давно ставшие предметом разборов и анализов, будут иметь в «Палимпсесте» равные права с еще не «остывшими» произведениями современного литературного процесса.
Воскрешать стертое и одновременно избегать стершегося – вот главная цель, стоящая перед авторами «Палимпсеста».