Главная страница
russian   english

ПАЛИМПСЕСТ

Литературоведческий журнал

«ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал» публикует исследования по различным аспектам литературоведения, включая историю русской литературы, историю русского литературоведения, литературную критику, теоретические проблемы литературоведения, проблемы текстологии, функционирование литературы в социальном и культурном контексте, взаимосвязь литературы с другими видами искусства,  сравнительное литературоведение, в т.ч. сопоставление русской и зарубежной литератур, русской литературы и фольклора. К публикации также принимаются статьи дискуссионного характера, архивные материалы, рецензии, критические обзоры и сообщения, нацеленные на информирование о различных событиях академической жизни.

Согласно определению, палимпсест — это пергамен с рукописным текстом, нанесённым поверх ранее написанного и удалённого (стёртого, смытого или вытравленного) текста. Помимо такого, чисто технического понимания категории палимпсеста, существует довольно много ее индивидуальных интерпретаций, носящих характер метафорического «расширения» исходного понятия. Например, Шарль Бодлер и Томас де Квинси называли палимпсестом человеческий мозг, образованный, если разобраться, бесчисленными наслоениями мыслей, образов и чувств. Французский литературовед Жерар Женетт относил к палимпсестам всю литературу «второго уровня», построенную на интертекстуальных отражениях и включающую пародию, травестирование, шарж и пастиш.Палимпсест, как известно, возникает тогда, когда поверх удаленных знаков, например, стертых или смытых, кем-то наносится новая последовательность графических обозначений: букв, пиктограмм, рисунков, иероглифов.

Нетрудно сделать вывод, что палимпсест – понятие подвижное, открытое к дальнейшим трансформациям и способное, если понадобится, стать обозначением самых разных явлений.

Наш журнал связан с понятием палимпсеста не только своим названием. Его научная стратегия предполагает постоянное движение поверх привычного и заранее данного. Публикуемые в нем статьи, «стирая» устаревшие или недостаточно обоснованные толкования, будут, однако, ориентированы на то, чтобы самим, когда это понадобится, уступить место новым текстам, диалектически отрицающим предшествующее отрицание.

То же самое относится и к тематической направленности «Палимпсеста». Несмотря на то что журнал преимущественно посвящен истории русской литературы, его страницы открыты для любых научных дисциплин, с которыми она так или иначе соприкасается. Решение одной и той же проблемы может быть подвергнуто в нем многократному «переписыванию», обусловленному как новыми фактами, найденными, например, на «поле» межлитературных взаимодействий, так и новыми методами, сформировавшимися в рабочем пространстве других наук.

Кроме того, статьи «Палимпсеста» будут подбираться с тем расчетом, чтобы стереть искусственную оппозицию «старого» и «нового», академически застывшего и продолжающего развиваться. Классические тексты, давно ставшие предметом разборов и анализов, будут иметь в «Палимпсесте» равные права с еще не «остывшими» произведениями современного литературного процесса.

Воскрешать стертое и одновременно избегать стершегося – вот главная цель, стоящая перед авторами «Палимпсеста».