МОНТАЖ В ПРОЗЕ БОРИСА АКУНИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА ПОВЕСТЕЙ «СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ?) |
4 | |
2020 |
ЛИТЕРАТУРА И КИНЕМАТОГРАФ |
научная статья | 821.161.1 | ||
56-67 | литературная кинематографичность, монтаж, точка зрения, Б. Акунин, literary cinematography, montage, point of view, B. Akunin |
В статье рассматривается реализация монтажного принципа в цикле повестей «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина. В результате исследования выявлено, что, исходя из установки на создание романа-кино, текст аудиовизуален, повествование конструируется согласно монтажному принципу. При этом монтаж реализуется здесь как в формате утилитарного, то есть используемого для создания удобного, привычного для реципиента повествования, так и в формате идеологического, то есть генерирующего дополнительные семантические элементы текста. При этом важно отметить, что весь цикл можно рассматривать как монтажную конструкцию, которая выстроена по принципам кинематографической франшизы, и оттого замкнутую, и которая - через совмещение ряда авантюр - актуализирует тезис об Истории, завершающей истории. Кроме того, монтаж (как утилитарный, так и идеологический) реализуется на нарративном уровне, то есть через сюжетное развёртывание, и на уровне концептуальном, то есть посредством создания и усложнения дополнительных образов персонажей и пространств. В этом контексте важным становится тезис о плоскостности пространства и персонажей (как на плоскости киноэкрана), способствующей выявлению в них актуального и виртуального, «обыденного» и «скрытого», образов, создающих определённый «кристалл» (Ж. Делёз). |
1 . Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 2. М., 2000. С. 6-175. 2 . Делёз Ж. Кино. М., 2013. 3 . Куряев И.Р. Монтаж в прозе Д. Липскерова (на материалероманов «Последний сон разума», «Родичи», «Осени не будет никогда») // Филология и культура. 2019. № 1(55). С. 178-183. 4 . Мартьянова И.А. Кинематограф русского текста.СПб., 2011. 5 . Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма.М., 2012. 6 . Трускова Е.А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста: автореф. дис. « канд. филол. наук. Екатеринбург, 2012. 7 . Чуйкова О.А. Подтекст // Литературная энциклопедиятерминов и понятий. М., 2001. С. 755-756 |