Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

МОНТАЖ В ПРОЗЕ БОРИСА АКУНИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА ПОВЕСТЕЙ «СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ?)


Номер журнала
4
Дата выпуска
2020

Раздел
ЛИТЕРАТУРА И КИНЕМАТОГРАФ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
56-67
Ключевые слова
литературная кинематографичность, монтаж, точка зрения, Б. Акунин, literary cinematography, montage, point of view, B. Akunin

Авторы
Куряев Ильгам Рясимович

Место работы
Куряев Ильгам Рясимович
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва


Аннотация
В статье рассматривается реализация монтажного принципа в цикле повестей «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина. В результате исследования выявлено, что, исходя из установки на создание романа-кино, текст аудиовизуален, повествование конструируется согласно монтажному принципу. При этом монтаж реализуется здесь как в формате утилитарного, то есть используемого для создания удобного, привычного для реципиента повествования, так и в формате идеологического, то есть генерирующего дополнительные семантические элементы текста. При этом важно отметить, что весь цикл можно рассматривать как монтажную конструкцию, которая выстроена по принципам кинематографической франшизы, и оттого замкнутую, и которая - через совмещение ряда авантюр - актуализирует тезис об Истории, завершающей истории. Кроме того, монтаж (как утилитарный, так и идеологический) реализуется на нарративном уровне, то есть через сюжетное развёртывание, и на уровне концептуальном, то есть посредством создания и усложнения дополнительных образов персонажей и пространств. В этом контексте важным становится тезис о плоскостности пространства и персонажей (как на плоскости киноэкрана), способствующей выявлению в них актуального и виртуального, «обыденного» и «скрытого», образов, создающих определённый «кристалл» (Ж. Делёз).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 2. М., 2000. С. 6-175.
2 . Делёз Ж. Кино. М., 2013.
3 . Куряев И.Р. Монтаж в прозе Д. Липскерова (на материалероманов «Последний сон разума», «Родичи», «Осени не будет никогда») // Филология и культура. 2019. № 1(55). С. 178-183.
4 . Мартьянова И.А. Кинематограф русского текста.СПб., 2011.
5 . Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма.М., 2012.
6 . Трускова Е.А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста: автореф. дис. « канд. филол. наук. Екатеринбург, 2012.
7 . Чуйкова О.А. Подтекст // Литературная энциклопедиятерминов и понятий. М., 2001. С. 755-756