В статье рассматривается реализация монтажного принципа в цикле повестей «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина. В результате исследования выявлено, что, исходя из установки на создание романа-кино, текст аудиовизуален, повествование конструируется согласно монтажному принципу. При этом монтаж реализуется здесь как в формате утилитарного, то есть используемого для создания удобного, привычного для реципиента повествования, так и в формате идеологического, то есть генерирующего дополнительные семантические элементы текста. При этом важно отметить, что весь цикл можно рассматривать как монтажную конструкцию, которая выстроена по принципам кинематографической франшизы, и оттого замкнутую, и которая - через совмещение ряда авантюр - актуализирует тезис об Истории, завершающей истории. Кроме того, монтаж (как утилитарный, так и идеологический) реализуется на нарративном уровне, то есть через сюжетное развёртывание, и на уровне концептуальном, то есть посредством создания и усложнения дополнительных образов персонажей и пространств. В этом контексте важным становится тезис о плоскостности пространства и персонажей (как на плоскости киноэкрана), способствующей выявлению в них актуального и виртуального, «обыденного» и «скрытого», образов, создающих определённый «кристалл» (Ж. Делёз).
|