ОБРАЗ РОССИИ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН КОНСТАНТИНА КИНЧЕВА |
4 | |
2020 |
ЛИТЕРАТУРА И РОК-МУЗЫКА |
научная статья | 82 | ||
68-78 | песенный текст, русский рок, Константин Кинчев, образ России, язычество, православие, Russian rock, Konstantin Kinchev, the image of Russia, paganism, Orthodox |
Отношение людей к музыке отражает внутренний мир народа, его ценности и культурные особенности, а также переживания и эмоциональное состояние в определенные эпохи и периоды. В данной статье особое внимание уделяется такому направлению словесно-музыкального искусства, как русский рок. Хотя русская рок-музыка обладает отчетливо выраженной спецификой, она тесно связана с ценностными и концептуальными основами русской культуры. В лучших произведениях русского рока реализуется первоначальное назначение песни - выражение разнообразных переживаний как индивидуального, так и коллективного характера. В статье рассматриваются основные этапы развития творчества лидера рок-группы «Алиса» Константина Кинчева, смена его мировоззрения и духовных ценностей. Основное внимание уделяется зрелому творчеству Константина Кинчева (альбомы «Для тех, кто свалился с Луны», «Дурень», «Солнцеворот» и др.) и образу России в нем. При этом учитывается содержание текстов песен, написанных Кинчевым еще до принятия православия (альбомы «Энергия», «БлокАда», «Шабаш»). Проводится углубленный многоаспектный анализ (лексический, грамматический, культурологический, мотивный) песен «Небо славян» и «Родина», которые наиболее интересны с точки зрения воплощения концептов, фигурирующих в их названиях. Кроме того, в данных песнях представлен образ России в целом. Интерпретируется восприятие Константином Кинчевым православного вероучения, определяющего, с его точки зрения, мировоззрение русского народа. |
![]() |
1 . Дружинин Г. Испокон веков граничит с Богом моя светлая Русь: альбом «Алисы» «Сейчас позднее, чем ты думаешь» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 8. Тверь, 2005. С. 53-71. 2 . Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 39-61. 3 . Михайлова А.И. Современный песенный текст как объект лингвистического исследования // Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и в вузе. Материалы Третьей Международной научно-практической конференции учителей и работников образования. Омский государственный педагогический университет. Омск,2015. С. 51-55. 4 . Никитина Е.Э. «Возвращение огненного Шута»: к вопросу о биографическом мифе Константина Кинчева // Русская рок-поэзия:текст и контекст. Вып. 17. Тверь, 2017. С. 70-80. 5 . Стернин И.А. Песня и русское общение // Коммуникатив-ное поведение. Вып. 18. Песня как коммуникативный жанр. Воронеж, 2004.С. 3-6. 6 . Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. Т. 1. М., 1995. 7 . Шадурский В.В. Русская рок-поэзия и художественный прием // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 6. Тверь, 2002. С. 123-129. 8 . Шадурский В.В. «Сегодня мне светло, как в первыйраз». Альбом «Алисы» «Jazz» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 7.Тверь, 2003. С. 95-114 |