Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 19-78-00118 «Визуализация художественного образа в русской поэзии конца XVIII - первой трети XIX века» Объектом исследования в настоящей статье выступает живописность как ведущая категория оценки художественного мастерства А.С. Пушкина в откликах литературных критиков, поэтов, писателей 1820-1830-х годов. Новизна исследования заключается в рассмотрении литературно-критических суждений как основы методологии анализа художественного произведения посредством выявления соотношения повествовательного и описательного начал в художественном образе, особенностей привлечения знаний основ живописного мастерства при рассмотрении произведения, раскрытия проблемы традиции и новаторства русской литературы конца XVIII - первой трети XIX века. Актуальность исследования определяется вниманием современного литературоведения к специфике художественной образности, к проблеме интермедиальности литературы, к изучению поэтики визуального в искусстве слова. В статье доказывается, что первые попытки решения проблемы визуальности в поэтике произведений Пушкина связаны со сравнениями поэта с живописцем, его произведений - с картинами. Живописность рассматривается как основная категория для раскрытия критиками и писателями особенностей поэтического видения мира Пушкина. Установлено, что в 1820-х годах под живописностью понимается только языковое богатство и красочность стиля, а уподобление поэта художнику носит метафорический характер. Выявлено, что с 1830-х гг. понимание живописности расширяется, живописность выступает характеристикой собственно художественного образа, зримость которого проявляется в картинной натуралистичности, яркой колористике, портретном, пейзажном и бытописательном мастерстве Пушкина. Делается вывод о том, что в живописности и зримости пушкинских образов, достигнутых выразительностью, полнотой и динамизмом, заложено синкретическое начало романтизма и реализма Пушкина
|