Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА XIX ВЕКА О ЖИВОПИСНОСТИ ПУШКИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА


Номер журнала
1
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821
Страницы
23-36
Ключевые слова
А.С. Пушкин, живописность, поэтика визуального, художественный образ, литературная критика, A.S. Pushkin, picturesqueness, visual poetics, artistic image, literary criticism

Авторы
Поташова Ксения Алексеевна

Место работы
Поташова Ксения Алексеевна
Московский государственный областной университет


Аннотация
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 19-78-00118 «Визуализация художественного образа в русской поэзии конца XVIII - первой трети XIX века» Объектом исследования в настоящей статье выступает живописность как ведущая категория оценки художественного мастерства А.С. Пушкина в откликах литературных критиков, поэтов, писателей 1820-1830-х годов. Новизна исследования заключается в рассмотрении литературно-критических суждений как основы методологии анализа художественного произведения посредством выявления соотношения повествовательного и описательного начал в художественном образе, особенностей привлечения знаний основ живописного мастерства при рассмотрении произведения, раскрытия проблемы традиции и новаторства русской литературы конца XVIII - первой трети XIX века. Актуальность исследования определяется вниманием современного литературоведения к специфике художественной образности, к проблеме интермедиальности литературы, к изучению поэтики визуального в искусстве слова. В статье доказывается, что первые попытки решения проблемы визуальности в поэтике произведений Пушкина связаны со сравнениями поэта с живописцем, его произведений - с картинами. Живописность рассматривается как основная категория для раскрытия критиками и писателями особенностей поэтического видения мира Пушкина. Установлено, что в 1820-х годах под живописностью понимается только языковое богатство и красочность стиля, а уподобление поэта художнику носит метафорический характер. Выявлено, что с 1830-х гг. понимание живописности расширяется, живописность выступает характеристикой собственно художественного образа, зримость которого проявляется в картинной натуралистичности, яркой колористике, портретном, пейзажном и бытописательном мастерстве Пушкина. Делается вывод о том, что в живописности и зримости пушкинских образов, достигнутых выразительностью, полнотой и динамизмом, заложено синкретическое начало романтизма и реализма Пушкина

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Киселева И.А. О познавательно-ценностном подходе к творчеству М.Ю. Лермонтова: телеология текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 6. С. 82-87.
2 . Киселева И.А. «Пророк» (1826) А.С. Пушкина и «Пророк» (1841) М.Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111-129.
3 . Поташова К.А. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века: (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 2016.
4 . Поташова К.А. Цветовая визуализация художественного образа как особенность творческого метода Г.Р. Державина // Научный диалог. 2019. № 11. С. 199-214.
5 . Юхнова И.С. Самсон Вырин: миф о маленьком человеке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 285-288.
6 . Хаев Е.С. Особенности стилевого диалога в «онегинском круге» произведений Пушкина // Болдинское чтение. Н. Новгород, 1999. С. 33-47