РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА XIX ВЕКА О ЖИВОПИСНОСТИ ПУШКИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА |
1 | |
2021 |
научная статья | 821 | ||
23-36 | А.С. Пушкин, живописность, поэтика визуального, художественный образ, литературная критика, A.S. Pushkin, picturesqueness, visual poetics, artistic image, literary criticism |
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 19-78-00118 «Визуализация художественного образа в русской поэзии конца XVIII - первой трети XIX века» Объектом исследования в настоящей статье выступает живописность как ведущая категория оценки художественного мастерства А.С. Пушкина в откликах литературных критиков, поэтов, писателей 1820-1830-х годов. Новизна исследования заключается в рассмотрении литературно-критических суждений как основы методологии анализа художественного произведения посредством выявления соотношения повествовательного и описательного начал в художественном образе, особенностей привлечения знаний основ живописного мастерства при рассмотрении произведения, раскрытия проблемы традиции и новаторства русской литературы конца XVIII - первой трети XIX века. Актуальность исследования определяется вниманием современного литературоведения к специфике художественной образности, к проблеме интермедиальности литературы, к изучению поэтики визуального в искусстве слова. В статье доказывается, что первые попытки решения проблемы визуальности в поэтике произведений Пушкина связаны со сравнениями поэта с живописцем, его произведений - с картинами. Живописность рассматривается как основная категория для раскрытия критиками и писателями особенностей поэтического видения мира Пушкина. Установлено, что в 1820-х годах под живописностью понимается только языковое богатство и красочность стиля, а уподобление поэта художнику носит метафорический характер. Выявлено, что с 1830-х гг. понимание живописности расширяется, живописность выступает характеристикой собственно художественного образа, зримость которого проявляется в картинной натуралистичности, яркой колористике, портретном, пейзажном и бытописательном мастерстве Пушкина. Делается вывод о том, что в живописности и зримости пушкинских образов, достигнутых выразительностью, полнотой и динамизмом, заложено синкретическое начало романтизма и реализма Пушкина |
1 . Киселева И.А. О познавательно-ценностном подходе к творчеству М.Ю. Лермонтова: телеология текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 6. С. 82-87. 2 . Киселева И.А. «Пророк» (1826) А.С. Пушкина и «Пророк» (1841) М.Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111-129. 3 . Поташова К.А. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века: (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 2016. 4 . Поташова К.А. Цветовая визуализация художественного образа как особенность творческого метода Г.Р. Державина // Научный диалог. 2019. № 11. С. 199-214. 5 . Юхнова И.С. Самсон Вырин: миф о маленьком человеке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 285-288. 6 . Хаев Е.С. Особенности стилевого диалога в «онегинском круге» произведений Пушкина // Болдинское чтение. Н. Новгород, 1999. С. 33-47 |