Киноповесть Булата Окуджавы «Пушкин в Одессе» (завершена в 1966 г.) рассмотрена в нашей статье как важный этап творческого пути писателя, хотя сам он не считал это произведение своей удачей. Обращение к истории литературной пушкинианы позволяет убедиться в том, что задача воссоздания образа Пушкина в повествовательной прозе и драматургии связана с особыми трудностями (условность лирического языка имеет свои преимущества). С другой стороны, изображение «живого Пушкина», «Пушкина в жизни» всегда порождает чрезвычайно высокие ожидания читателя (зрителя), которые никогда не бывают удовлетворены полностью. В статье показано, как специфичность задачи, стоявшей перед автором киноповести «Пушкин в Одессе», отразилась в критическом отзыве пушкиниста Т.Г. Цявловской, одобрившей замысел, но не его исполнение. В целом значение этого творческого опыта может быть обобщено в следующих положениях: 1) отказавшись от попыток изобразить Пушкина в исторической прозе, Окуджава нашёл путь к воссозданию образов других любимых художников (Толстого, Лермонтова); 2) метод «непрямого» изображения писателя в исторических романах Окуджавы является оригинальным развитием традиции Ю.Н. Тынянова; 3) погружение в биографию Пушкина стало мощным творческим стимулом для Окуджавы-лирика; именно в лирике ему удалось создать образ, адекватный (по убеждению Ю.М. Лотмана) личности великого поэта.
|