В представленных отрывках из новой книги Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди» рассматриваются примеры личностного и творческого взаимодействия С.А. Есенина с заметными участниками поэтической жизни страны 1910-1920-х гг. (А.А. Блоком, имажинистами, «новокрестьянскими» поэтами), оказавшими существенное влияние на его мировоззрение, жизненный и творческий путь. Автор отмечает, что между Есениным и Блоком существовала особая связь, которую условно можно описать с помощью оппозиции «ученик - наставник»: Есенин разделял представления Блока о «музыке революции», о цели и значении происходивших в стране перемен; перенимал способы и средства создания цветовых и звуковых образов, характерные для поэтики знаменитого символиста; как и Блок, отвергал насмешническое, саркастическое отношение к изображаемому; следовал тому же вектору самопознания и самоосознания, что и Блок. В неоднозначной реакции Есенина на смерть Блока соединяются ощущение скорби, сиротства и желание «превзойти учителя», занять опустевшее место «хозяина русской поэзии». Вместе с другими имажинистами готовя «великое нашествие на старую культуру Европы», Есенин декларировал свое первенство среди поэтов-современников, чему способствовал успех имажинизма, популяризации которого не препятствовали ни критика А.В. Луначарского, ни слабое сопротивление представителей других литературных течений, не выдерживающих конкуренции на фоне нарочито демонстративной самопрезентации имажинистов. Автор обращает внимание на то, что Есенин, однако, открыто проявлял сочувствие к менее удачливым «новокрестьянским» поэтам, стараясь помогать развитию их литературной карьеры. С другой стороны, неудавшиеся выступления в «Стойле Пегаса» и отсутствие интереса столичной публики лишь ожесточали бывших единомышленников поэта, обвинявших его в отступлении от прежних мировоззренческих и эстетических ориентиров.
|