В статье речь идёт о поэтическом сборнике «Мимолётность», автором которого является выдающийся литературовед, специалист по творчеству А.С. Пушкина, Всеволод Алексеевич Грехнёв (1938 - 1998). Незаурядный учёный и преподаватель, почти вся жизнь которого была связана с филологическим факультетом Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, В.А. Грехнёв оказался тонким лириком и мудрым философом. Вопреки мимолётности человеческой жизни и бренности земного тела слово Грехнёва-поэта и сейчас продолжает находить отклик в сердцах читателей. Происходит это потому, что оно, неся на себе печать подлинного таланта, навсегда сохранило тепло и свет его души. В понимании В.А. Грехнёва слово является не просто знаком, выполняющим утилитарно-прагматическую функцию. Оно неразрывно связано с природой, человеческой душой и верой в Бога. Великое слово получает право на вечную жизнь, всё прочее лишь мимолётно. Лирика В.А. Грехнёва, помимо несомненных художественных достоинств, содержит в себе то, что с полным основанием можно было бы назвать имплицитной лингвистической поэтикой. В её рамках читателю открывается возможность получить новое знание о такой фундаментальной единице языка, как звук. Звук в поэзии В.А. Грехнёва приобретает не только акустическое и фонетическое, но и экзистенциальное измерение, оказываясь сопричастным движению того времени, в котором разворачивается человеческое бытие. Кроме того, в аннотируемой статье рассматриваются натурфилософские аспекты лирики В.А. Грехнёва и анализируется тот диалог, который он ведёт со своими предшественниками как в литературе, так и в других сферах искусства
|