Анализируется специфика интерпретации образа дома в прозе и драматургии Дм. Липскерова. Автор статьи использовал сравнительно-исторический и целостный методы анализа литературного произведения. Установлено, что образ дома в творчестве современного прозаика включает как внешнее , так и внутреннее пространство, становится местом обитания человеческой души. Во-первых, в драмах важнейшей характеристикой образа дома является оппозиция «свет - тьма», с которой связаны ситуации опасности/безопасности для персонажей («Семья уродов»), чья бездуховность подчеркивает их отчуждение друг от друга и становится метафорой ослабления связей между людьми в «большом» мире («Юго-западный ветер»). Во-вторых, в отличие от «бездомных» персонажей драматических произведений, пребывающих в «ложных» домах, в романе «Сорок лет Чанчжоэ» главный герой в поисках самого себя и «вечной» истины проделывает путь «родной дом - город (временные дома) - подлинный дом (землянка отшельника)», переживая нравственные противоречия, обретает себя, смысл существования и долгожданное пристанище. В-третьих, в романе Липскерова образ дома усложняется: его семантика связана с древними мифологическими представлениями о доме как об амбивалентном начале: дом как жилище и дом как символ потустороннего мира, смерти. Наконец, дом в «Сорок лет Чанчжоэ» становится центром художественного мира, причем пространство его заметно расширяется: это и сам город Чанжоэ как «большой дом» ведущих обособленную жизнь по отношению к внешнему миру горожан, и «дома» - жилища главных героев.
|