Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОБРАЗ ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ДМ. ЛИПСКЕРОВА КОНЦА 1980-1990-Х ГГ.


Номер журнала
2
Дата выпуска
2021

Раздел
ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-31
Страницы
28-36
Ключевые слова
Дмитрий Липскеров, современная русская литература, образ дома, драматургия, проза, Dmitry Lipskerov, modern Russian literature, the image of home, drama, prose

Авторы
Осьмухина Ольга Юрьевна

Место работы
Осьмухина Ольга Юрьевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева


Аннотация
Анализируется специфика интерпретации образа дома в прозе и драматургии Дм. Липскерова. Автор статьи использовал сравнительно-исторический и целостный методы анализа литературного произведения. Установлено, что образ дома в творчестве современного прозаика включает как внешнее , так и внутреннее пространство, становится местом обитания человеческой души. Во-первых, в драмах важнейшей характеристикой образа дома является оппозиция «свет - тьма», с которой связаны ситуации опасности/безопасности для персонажей («Семья уродов»), чья бездуховность подчеркивает их отчуждение друг от друга и становится метафорой ослабления связей между людьми в «большом» мире («Юго-западный ветер»). Во-вторых, в отличие от «бездомных» персонажей драматических произведений, пребывающих в «ложных» домах, в романе «Сорок лет Чанчжоэ» главный герой в поисках самого себя и «вечной» истины проделывает путь «родной дом - город (временные дома) - подлинный дом (землянка отшельника)», переживая нравственные противоречия, обретает себя, смысл существования и долгожданное пристанище. В-третьих, в романе Липскерова образ дома усложняется: его семантика связана с древними мифологическими представлениями о доме как об амбивалентном начале: дом как жилище и дом как символ потустороннего мира, смерти. Наконец, дом в «Сорок лет Чанчжоэ» становится центром художественного мира, причем пространство его заметно расширяется: это и сам город Чанжоэ как «большой дом» ведущих обособленную жизнь по отношению к внешнему миру горожан, и «дома» - жилища главных героев.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
2 . Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1996. С. 280-290.
3 . Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.
4 . Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX века. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. М., 2006.
5 . Радомская Т.И. Свет в художественном пространстве дома: Пушкин и древнерусская книжная традиция // Вестник СамГУ. 2006. № 10/2 (50). С. 43-49.
6 . Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры: Труды по знаковым системам. Вып. X. Тарту, 1978. С. 65-85.