В статье рассматривается рецепция античного наследия в последнем сборнике стихотворений В. Сосноры «Мотивы Феогнида. Энеада», само заглавие которого настраивает читателя на восприятие книги одного из главных русских поэтов-новаторов недавнего времени сквозь призму творчества античного поэта Феогнида Мегарского. В связи с этим максимально широко рассматриваются биографические параллели, позволяющие сопоставить двух указанных авторов. Установлено, что В. Соснору и Феогнида Мегарского сближает автобиографический характер творчества. Значительная часть статьи посвящена «Феогнидовскому сборнику», его композиции, образной системе, а также восприятию сборника современниками и читателями, исследователями последующих периодов. Для обоих сборников, В. Сосноры и Феогнида Мегарского, важным становится соотнесение «своего» и «чужого» слова, значимость адресата. Анализируются пути усложнения принципа адресности в поэтическом цикле В. Сосноры. Отдельно отмечаются особенности обращения к античным богам, характерные как для стихотворений древнегреческого поэта, так и для русского поэта XX-XXI веков. Как один из центральных рассматривается мотив предательства поэта другом, который является значимым для «Феогнидовского сборника» и, пусть и в трансформированном виде, может быть выделен в сборнике стихотворений В. Сосноры. Также в качестве общего обозначается мотив смерти, реализуемый в соответствующей системе образов. Кроме того, в статье рассматриваются моменты, принципиально отличные в «Феогнидовском сборнике» и в сборнике «Мотивы Феогнида. Энеада» В. Сосноры. Основное различие фиксируется в хронотопе: если стихотворения античного автора соотнесены с временем и пространством его реальной жизни, то тексты В. Сосноры соотнесены с апокалиптическим хронотопом. В заключение делается вывод о значимых приращениях смысла, которые возникают при восприятии текстов последнего поэтического сборника В. Сосноры сквозь призму творческого наследия Феогнида Мегарского.
|