Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В СБОРНИКЕ В. СОСНОРЫ «МОТИВЫ ФЕОГНИДА. ЭНЕАДА»


Номер журнала
2
Дата выпуска
2021

Раздел
ДИАЛОГ ТЕКСТОВ И ЛИТЕРАТУР

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
37-53
Ключевые слова
В. Соснора, мифология, поэтический сборник «Мотивы Феогнида. Энеада», Феогнид из Мегары, V. Sosnora, mythology, poetic collection The Motives of Theognis. The Ennead, by Theognis of Megara

Авторы
Болнова Екатерина Владимировна

Место работы
Болнова Екатерина Владимировна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье рассматривается рецепция античного наследия в последнем сборнике стихотворений В. Сосноры «Мотивы Феогнида. Энеада», само заглавие которого настраивает читателя на восприятие книги одного из главных русских поэтов-новаторов недавнего времени сквозь призму творчества античного поэта Феогнида Мегарского. В связи с этим максимально широко рассматриваются биографические параллели, позволяющие сопоставить двух указанных авторов. Установлено, что В. Соснору и Феогнида Мегарского сближает автобиографический характер творчества. Значительная часть статьи посвящена «Феогнидовскому сборнику», его композиции, образной системе, а также восприятию сборника современниками и читателями, исследователями последующих периодов. Для обоих сборников, В. Сосноры и Феогнида Мегарского, важным становится соотнесение «своего» и «чужого» слова, значимость адресата. Анализируются пути усложнения принципа адресности в поэтическом цикле В. Сосноры. Отдельно отмечаются особенности обращения к античным богам, характерные как для стихотворений древнегреческого поэта, так и для русского поэта XX-XXI веков. Как один из центральных рассматривается мотив предательства поэта другом, который является значимым для «Феогнидовского сборника» и, пусть и в трансформированном виде, может быть выделен в сборнике стихотворений В. Сосноры. Также в качестве общего обозначается мотив смерти, реализуемый в соответствующей системе образов. Кроме того, в статье рассматриваются моменты, принципиально отличные в «Феогнидовском сборнике» и в сборнике «Мотивы Феогнида. Энеада» В. Сосноры. Основное различие фиксируется в хронотопе: если стихотворения античного автора соотнесены с временем и пространством его реальной жизни, то тексты В. Сосноры соотнесены с апокалиптическим хронотопом. В заключение делается вывод о значимых приращениях смысла, которые возникают при восприятии текстов последнего поэтического сборника В. Сосноры сквозь призму творческого наследия Феогнида Мегарского.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
2 . Орлицкий Ю.Б. О стихосложении Виктора Сосноры (предварительные замечания) // НЛО. 2019. № 6. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/160_nlo_6_2019/article/21793/ (дата обращения 17.06.2021).
3 . Пиотровский А.И. Поэзия Феогнида //Феогнид из Мегары. Элегии. Пг., 1922. С. 5-13.