Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

СПЕЦИФИКА ПРЕЛОМЛЕНИЯ ГОТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ В. ОРЛОВА «АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ»


Номер журнала
2
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-31
Страницы
54-63
Ключевые слова
В. Орлов, готический роман, образ демона, хронотоп, фэнтези, V. Orlov, gothic novel, image of a demon, chronotope, fantasy

Авторы
Трушкина Алёна Петровна

Место работы
Трушкина Алёна Петровна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва


Аннотация
В статье рассматривается рецепция литературной готики в романе Владимира Орлова «Альтист Данилов». Текст произведения представляет собой некий синтез, в котором одновременно сосуществуют черты научной фантастики, фэнтези и готической литературы. Установлено, что автор романа предлагает собственную интерпретацию художественных особенностей «страшной» прозы. Включить произведение Орлова в ряд отечественных готических текстов позволяет, в первую очередь, образ главного героя - демона. Прозаик, учитывая «классические» версии демонических персонажей (М. Булгаков, И.В. Гёте, О. Уайльд, Р.Л. Стивенсон), переосмысливает образ «демона на договоре»: призванный совершать зло, наделенный инфернальной силой, обладая сверхъестественными способностями, он не применяет их в человеческом мире. Более того, после заключения сделки с Канцелярией Того Света он не теряет собственную душу, а приобретает её, что способствует в конечном итоге окончательному превращению демона в человека. Однако если главный герой не соответствует классическому образу демона-злодея, то другие персонажи - яркое воплощение мирового зла. На то, что роман «Альтист Данилов» восходит к традициям «страшной» прозы, указывают и ключевые мотивы: смерть, двойничество, сделка с дьяволом, связь демона с земной женщиной, превращение, двоемирие. Но Орлов обогащает традиционные сюжеты новаторскими элементами. Прозаик подвергает трансформации и традиционные готические топосы. Так, пещера, внешне обладающая всеми признаками готического пространства, является приютом для одинокого странника и не несет в себе опасности. Городские топосы (квартира, театр), в свою очередь, представляют собой места сосредоточения преступлений, они оказывают на героев сильное психологическое давление. Также Орлов, следуя традиции неоготики, изображает многоквартирный дом как средневековый готический замок.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Вацуро В.Э. Готический роман в России. М., 2002.
2 . Гаджиев А.А. Метаморфозы демонической канцелярии (фантасмагории А. Кима и В. Орлова) // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2009. Т. 63. № 1-2. С. 162-168.
3 . Кислицын К.Н. Магический реализм // Знание, понимание, умение. 2011. № 1. С. 274-277.
4 . Напцок Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 10. С. 52-58.
5 . Сафрон Е.А. Жанровое своеобразие романа В. Орлова «Альтист Данилов» // Вестник Воронежского государственного университета. 2017. № 1. С. 57-62.