В статье рассматривается рецепция литературной готики в романе Владимира Орлова «Альтист Данилов». Текст произведения представляет собой некий синтез, в котором одновременно сосуществуют черты научной фантастики, фэнтези и готической литературы. Установлено, что автор романа предлагает собственную интерпретацию художественных особенностей «страшной» прозы. Включить произведение Орлова в ряд отечественных готических текстов позволяет, в первую очередь, образ главного героя - демона. Прозаик, учитывая «классические» версии демонических персонажей (М. Булгаков, И.В. Гёте, О. Уайльд, Р.Л. Стивенсон), переосмысливает образ «демона на договоре»: призванный совершать зло, наделенный инфернальной силой, обладая сверхъестественными способностями, он не применяет их в человеческом мире. Более того, после заключения сделки с Канцелярией Того Света он не теряет собственную душу, а приобретает её, что способствует в конечном итоге окончательному превращению демона в человека. Однако если главный герой не соответствует классическому образу демона-злодея, то другие персонажи - яркое воплощение мирового зла. На то, что роман «Альтист Данилов» восходит к традициям «страшной» прозы, указывают и ключевые мотивы: смерть, двойничество, сделка с дьяволом, связь демона с земной женщиной, превращение, двоемирие. Но Орлов обогащает традиционные сюжеты новаторскими элементами. Прозаик подвергает трансформации и традиционные готические топосы. Так, пещера, внешне обладающая всеми признаками готического пространства, является приютом для одинокого странника и не несет в себе опасности. Городские топосы (квартира, театр), в свою очередь, представляют собой места сосредоточения преступлений, они оказывают на героев сильное психологическое давление. Также Орлов, следуя традиции неоготики, изображает многоквартирный дом как средневековый готический замок.
|