«ГЛАГОЛОМ ЖГИ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ»: ПОИСК БИБЛЕЙСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ |
1 | |
2019 |
научная статья | 811.161.1+801.733+82-1 | ||
23-33 | А.С. Пушкин, «Пророк», крылатые слова, крылатография и афористика, прецедентный текст, Библия и библеизмы, герменевтика и экзегетика, A.S. Pushkin, the Prophet, winged words, krylatology (the study of winged words) and aphoristic, the case text, the Bible |
Автор развивает идею евхаристического прочтения пушкинского «Пророка». В статье приводятся новые библейские и гимнографические контексты, основываясь на которых автор предлагает вариант интерпретации афористической концовки стихотворения. Традиционно текст стихотворения возводится к экстатическим видениям пророков Исаии (Ис. 6, 50:4-6) и Иезекииля (Иез. 1, 36:24-26), приводятся также отдельные параллели из пророчеств Иеремии (Иер. 1:9, 5:14) и Даниила (Дан. 10) и др. Некоторые исследователи видят прецеденты в Коране. Только в конце XX века ученые и комментаторы начали обращать внимание на связь пушкинского произведения с текстами Нового Завета и христианской гимнографии. Продолжая новозаветную трактовку, автор уделяет особое внимание текстуальным связям стихотворения с евхаристической гимнографией. Привлечение широкого круга новых параллелей позволяет не только утверждать особый характер эволюции Пророка, но и обстоятельно прокомментировать важнейшую из метаморфоз - замену сердца, которая, по мысли исследователя, является ключом к пониманию последней фразы текста. |
1 . 1. Архангельский А.Н. «Огнь бо есть..» // Новый мир. - 1994. - № 2.- С. 230-242. 2 . 2. Березкина С.В. Пророк Пушкина: современные проблемы изучения // Русская литература. - 1999. - № 2. - С. 27-42. 3 . 3. Вацуро В.Э. «Пророк» // В.Э. Вацуро. Записки комментатора. -Санкт-Петербург: Институт русской литературы(Пушкинский Дом)РАН, 1994. - С. 7-17. 4 . 4. Вересаев В.В. В двух планах. - Москва: Издательское товарищество «Недра», 1929. - 206 с. 5 . 5. Котельников В. А. Язык Церкви и язык литературы // Русская литература. - 1995. - № 1. - С. 5-26. 6 . 6. Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5изд. - Т. 12. - Москва: Гос. изд-во полит. лит., 1968. - С. 142-147. 7 . 7. Мальчукова Т.Г. Лирика Пушкина 1820-х годов в отношении кцерковнославянской традиции(к интерпретации стихотворений "Воспоминание" и "Пророк" в контексте христианской культуры) // Проблемы исторической поэтики. - 1998. - Т. 5. - С. 151-177. 8 . 8. Маркс К. К критике гегелевской философии права, 1844. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. - Т. I. - Москва: Гос. изд-во полит.лит., 1955. - С. 219-368. 9 . 9. Незеленов А. Александр Сергеевич Пушкин в его поэзии. Первыйи второй периоды жизни и деятельности(1799-1826).- Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1882. - С. 283-284. 10 . 10. Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Пушкин.Россия. Мы. - Москва: Б.и., 2001. 400 с. 11 . 11. Старк В.П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. - Ленинград: Ин-т рус.лит. (Пушкин. Дом) АН СССР, 1991. - Т. 14. - С. 51-64. 12 . 12. Чижов А.Г. «Духовной жаждою томим..» // Наука и религия. -1983. - № 2. - С. 54-55. |