ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА А.И. ТИНЯКОВА (ОДИНОКОГО) «ПЕСЕНКИ О БЕККИНЕ» |
2 | |
2021 |
научная статья | 821.161.1 | ||
64-77 | А.И. Тиняков (Одинокий), «Песенки о Беккине», Чекко Анджольери, лирический цикл, книга стихов, A.I. Tinyakov (Odinokii), Songs about Beckin, Cecco Angiolleri, lyric cycle, book of poems |
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью исследования крупных жанровых форм отечественных поэтов «второго ряда», продолжающих и развивающих в своей творческой практике традиции русских символистов. В работе впервые в отечественном литературоведении рассматривается лирический цикл «Песенки о Беккине» (1909) А.И. Тинякова (Одинокого). Выявляются его источники, изучаются художественные особенности, определяется место данного лирического цикла в книге стихов «Navis nigra» (1912). В результате исследования установлено, что источником «Песенок о Беккине» стала средневековая итальянская комическая поэзия, в частности, сонеты Чекко Анджольери (ок. 1260 - ок. 1312). Выдвигается гипотеза о том, что наследие Чекко Анджольери было, скорее всего, воспринято А.И. Тиняковым не непосредственно, а сквозь призму французской символистской прозы - книги рассказов Марселя Швоба «Вымышленные жизни», вышедшей в русском переводе в 1909 г. Выявлено, что в лирическом цикле «Песенки о Беккине» доминируют гедонистические мотивы: наслаждение радостями жизни, веселье, вино, чувственная любовь-игра, которые А.И. Тиняков заимствует у итальянского поэта. Доказывается, что стихотворения, входящие в состав «Песенок о Беккине», объединяют их жанровая принадлежность, основной лирический мотив, хронотоп, образы лирических героев, антитезы, лексика, метрика и т.п. Делается вывод о том, что, ориентируясь на традиции символистов, придававших большое значение структуре своих поэтических книг, А.И. Тиняков в лирическом цикле «Песенки о Беккине» кратко воплощает основную идею книги стихов «Navis nigra» - от Любви к Смерти. |
1 . Баранов С.В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В.Ф. Ходасевича: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Волгоград, 2000. 2 . Варжапетян В. «Исповедь антисемита», или К истории одной статьи // Литературное обозрение. 1992. № 1. С. 28-37. 3 . Верхоломова Е.В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2009. 4 . Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX веков. М., 1964. 5 . Евдокимова Л.В. Поэзия Тосканы // История литературы Италии. Т. 1. М., 2000. С. 176-198. 6 . Зелинский А.Э. Лирические циклы и проблема лирической циклизации в творчестве В.Я. Брюсова: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Тарту, 1986. 7 . Казеева Е.А. Стихотворение А.И. Тинякова «Победа любви»: опыт интерпретации сквозь призму Античности // Текст как единица филологической интерпретации. Куйбышев, 2011. С. 90-96. 8 . Казеева Е.А. Античность в книге А.И. Тинякова «Navis nigra» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 87-90. 9 . Магомедова Д.М. О жанровом принципе циклизации «книги стихов» на рубеже XIX-XX вв. // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. М., 2003. С. 183-196. 10 . Магомедова Д.М. Книга стихов в творчестве Андрея Белого и поэтика романтического вокального цикла // Стих, язык, поэзия. М., 2006. С. 336-342. 11 . Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А. Блока: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 1967. 12 . Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. Ижевск, 1997. 13 . Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Рига, 1988. 14 . Топорова А.В. Комическая поэзия // История литературы Италии. Т. 1. М., 2000. С. 223-242. 15 . Топорова А.В. Ранняя итальянская лирика. М., 2001. |