В статье исследуется стратегия художественного осмысления лирики как эстетически и онтологически значимого феномена, реализованная в романе А. Сальникова «Опосредованно». Отмечается, что «альтернативная реальность» романа, в которой «стишки» запрещены из-за производимого ими эффекта, позволяет Сальникову трансформировать историю отечественной поэзии и создать мифологизированные биографии ее представителей, имплицитно включающие авторские оценочные суждения. Устанавливается, что точкой пересечения двух сюжетных линий: семейно-бытовой и «творческой» - становится образ главной героини Елены, чье взаимодействие с поэзией (или, точнее, с оформленной с ее помощью речью) иллюстрирует лежащие в основе романа идеи о самостоятельности речи и ее способности оказывать воздействие на мировосприятие, об иллюзорности реальности, о раздробленности мира и разорванности человеческих отношений, о сопоставимости преодоления хаоса бытия и создания стихотворения. Сравнительный анализ образов романа и поэтического творчества Сальникова показывает, что особую значимость имеет зафиксированная в «Опосредованно» способность поэзии побеждать время и смерть подобно тому, как это делает фотография: через сопряжение мгновения и вечности. Констатируемая в романе бытийная роль поэзии обуславливает многообразие форм репрезентации лирических текстов: строки первого сочиненного Еленой стихотворения соответствуют названиям глав; цитаты из стихотворений Елены и известных поэтов прошлого, представленные непосредственно или описательно (через характеристику образов, процесса создания, производимого впечатления и т.д.), маркируют основные этапы развития сюжета и характера главной героини; использование на архитектоническом уровне романа таких элементов поэтической речи, как рифма и метафора, свидетельствует о своеобразном синтезе эпического и лирического начал, подтверждающем мысль о всеобъемлющем характере речи. Делается вывод, что лирика в рассматриваемом романе выполняет смыслообразующую и организующую функции, имея бытийное значение для внутреннего мира произведения и, вероятно, для эстетико-мировоззренческой системы А. Сальникова в целом.
|