Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ФУНКЦИИ И ФОРМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИРИКИ В РОМАНЕ А. САЛЬНИКОВА «ОПОСРЕДОВАННО»


Номер журнала
2
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.09
Страницы
78-91
Ключевые слова
А. Сальников, «Опосредованно», поэзия, лирика, взаимодействие родов литературы, A. Salnikov, Indirectly, poetry, lyrics, interaction of literary genres

Авторы
Канарская Екатерина Игоревна

Место работы
Канарская Екатерина Игоревна
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)


Аннотация
В статье исследуется стратегия художественного осмысления лирики как эстетически и онтологически значимого феномена, реализованная в романе А. Сальникова «Опосредованно». Отмечается, что «альтернативная реальность» романа, в которой «стишки» запрещены из-за производимого ими эффекта, позволяет Сальникову трансформировать историю отечественной поэзии и создать мифологизированные биографии ее представителей, имплицитно включающие авторские оценочные суждения. Устанавливается, что точкой пересечения двух сюжетных линий: семейно-бытовой и «творческой» - становится образ главной героини Елены, чье взаимодействие с поэзией (или, точнее, с оформленной с ее помощью речью) иллюстрирует лежащие в основе романа идеи о самостоятельности речи и ее способности оказывать воздействие на мировосприятие, об иллюзорности реальности, о раздробленности мира и разорванности человеческих отношений, о сопоставимости преодоления хаоса бытия и создания стихотворения. Сравнительный анализ образов романа и поэтического творчества Сальникова показывает, что особую значимость имеет зафиксированная в «Опосредованно» способность поэзии побеждать время и смерть подобно тому, как это делает фотография: через сопряжение мгновения и вечности. Констатируемая в романе бытийная роль поэзии обуславливает многообразие форм репрезентации лирических текстов: строки первого сочиненного Еленой стихотворения соответствуют названиям глав; цитаты из стихотворений Елены и известных поэтов прошлого, представленные непосредственно или описательно (через характеристику образов, процесса создания, производимого впечатления и т.д.), маркируют основные этапы развития сюжета и характера главной героини; использование на архитектоническом уровне романа таких элементов поэтической речи, как рифма и метафора, свидетельствует о своеобразном синтезе эпического и лирического начал, подтверждающем мысль о всеобъемлющем характере речи. Делается вывод, что лирика в рассматриваемом романе выполняет смыслообразующую и организующую функции, имея бытийное значение для внутреннего мира произведения и, вероятно, для эстетико-мировоззренческой системы А. Сальникова в целом.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М., 2002. С. 6-300.
2 . Подлубнова Ю.С. Дневник без признаков жанра в поэтической книге «Дневник снеговика» Алексея Сальникова // Литература в контексте современности: жанровые трансформации в литературе и фольклоре: сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции с международным участием. Челябинск, 2015. С. 175-179.
3 . Подлубнова Ю.С. Поэтика долгого и замедленного кадров в поэзии Алексея Сальникова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 179-193.
4 . Чепелев В. Непосредственно. О поэтическом генезисе успеха романов Алексея Сальникова // TextOnly. 2019. № 1 (48). URL: http://textonly.ru/case/?issue=48&article=39112 (дата обращения 21.03.2021).