Целью сопоставительного исследования становится анализ образа преподавателя и закономерностей его профессиональной жизни в повестях «Кафедра» (1977) И. Грековой (Елены Сергеевны Вентцель) и «Осторожно! Злой препод!» (2012) Александры Мадунц. Рассматриваются проблемы, привлекающие внимание и писателя 1970-х гг., и автора 2000-х гг., а значит, константные для жизни вуза и преподавателя. Это вопрос об оценках, порождающий конфликт преподавателя и начальства; проблема формального благополучия, достигаемого с помощью отчётности, не отражающей реальные знания студентов. Это и проблема реформирования принципов обучения и контроля знаний, а также вопрос о нескончаемом потоке бюрократической документации в работе преподавателя. Рассматриваются также те изменения в жизни вуза и его сотрудников, которые отражает сопоставление произведений И. Грековой и А. Мадунц. Делается вывод о том, что изменилось отношение преподавателя к проблемам профессионального плана. Если герои повести «Кафедра» серьёзно подходят к решению вопросов, связанных с работой, стремятся обосновать пути реформирования жизни вуза, то рассказчица в повести «Осторожно! Злой препод!» с явной иронией осмысливает подобные вопросы. Объясняется это тем, что преподаватель 1970-х годов верил в возможность изменить систему образования к лучшему, а преподаватель начала ХХI века эту веру утратил, хотя и сохранил нравственную ответственность за своё дело.
|