ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПОВЕСТЯХ О МОНАСТЫРЯХ НА ПРИМЕРЕ «ПОВЕСТИ О СОЗДАНИИ КРЕСТОМАРОВСКОЙ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОЙ ПУСТЫНИ» |
3 | |
2021 |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
научная статья | 82.0 | ||
7-27 | древнерусская литература, повесть о монастыре, жанровый синтез, житие, летопись, Old Russian literature, story about the monastery, genre synthesis, life (zhitiye), chronicle (letopis) |
В статье обосновано выделение повестей о монастырях в особую жанрово-тематическую группу в составе древнерусской литературы. Обращено внимание на объединение в повестях о монастырях элементов летописной и агиографической жанровых форм. В этом контексте обозначена проблема жанрового синтеза в средневековой литературе и предпринята попытка выявить условия возникновения синтетических жанров. Механизмы взаимодействия летописного и житийного контекстов в повестях о монастырях рассмотрены на примере «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» (в. п. XVII в.). Жанровый синтез в «Повести...» обусловлен внеэстетическими факторами: во-первых, амбивалентностью монастырского пространства, объединяющего в себе время и вечность, во-вторых, разнообразием социальных функций текста - возможностями его употребления в качестве назидательного чтения, богослужебного текста, юридического документа. Сочетание жанровых компонентов летописи и жития реализуется на разных художественных уровнях текста, причем сочетание это происходит в различных пропорциях. Стилистически «Повесть«» полностью наследует агиографической традиции: за исключением нескольких вкраплений летописных приемов, «Повесть«» состоит из агиографических топосов; из элементов житийной топики построен и образ автора. Сюжетно- композиционная организация «Повести«» в большей степени соотносится с летописным жанром, о чем свидетельствуют такие черты повествования, как фрагментарность, строго соблюденный хронологический принцип, отсутствие четко обозначенного финала и открытость для дополнения новыми фрагментами. Сюжетная структура сообщает летописный характер художественному врмени, объединяющему автономные эпизоды житий насельников монастыря в единый, хронологически упорядоченный поток «земного» времени. |
1 . Богданов А.П. От летописания к исследованию: Русскиеисторики последней четверти XVII века. М.; Берлин, 2020. 2 . Буров В.А., Охотина-Линд Н.А. Три произведения конца XVI - начала XVII в. о Соловецком монастыре // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004.С. 154-169. 3 . Дмитриев Л.А. Жанр севернорусских житий // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1972. Т. XXVII. С. 181-202. 4 . Еремин И.П. Литература древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л., 1966.К 5 . Каган-Тарковская М.Д. Развитие житийно-биографического жанра в XVII веке: (Жития Адриана и Ферапонта Монзен-ских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1996. Т. XLIX. С. 122-132.К 6 . Ключевский В.О. Древнерусские жития святых какисторический источник: исследование В. Ключевского. М., 1871. 7 . Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М., 2005. С. 81-115.Л 8 . Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. 9 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979. 10 . Лихачев Д.С. Вступительное слово, произнесенное на открытие конференции «Монастырская культура: Восток и Запад» 2 июня 1998года // Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст. СПб., 1998. С. 5-6. 11 . Михайлов А.Д. От редактора // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994. С. 3-6. 12 . Михайлов А.Д. О жанровом составе средневековой литературы и его эволюции: (Предварительные замечания) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1996. Т. L. С. 189-195. 13 . Панова (Епифанова) Е.А. Комплекс топосоввизантийских житийных предисловий в древнерусской агиографической литературе // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10.С. 176-180. 14 . Преображенский А.А. Летопись Воскресенскогомонастыря, что у Соли Галичской: (историографические и источниковедческие заметки) // Восточная Европа в древности и Средневековье: сб. статей. М.,1978. С. 232-243. 15 . Прохоров Г.М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разныеаспекты исследования. СПб., 1991. С. 136-162. 16 . Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 59-101.Р 17 . Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2006. Т. LVII. С. 431-500. 18 . Руди Т.Р. Пустынножители Древней Руси (из истории агиографической топики) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Вып. 2. СПб., 2011. С. 517-530. 19 . Семячко С.А. Из комментария к тексту «Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря»: (К характеристике вымышленной летописи) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. XLVIII.С. 284-290. 20 . Семячко С.А. К вопросу об использовании письменных иустных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси.XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245-265 |