Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

СИСТЕМА ПРИРОДНЫХ ОБРАЗОВ В ОДЕ И ИДИЛЛИИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА - К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА


Номер журнала
3
Дата выпуска
2021

Раздел
XVIII ВЕК

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1.09?17?
Страницы
28-47
Ключевые слова
образ, жанр, ода, идиллия, эклога, элегия, классицизм, историческая поэтика, художественная модель, literary pattern, figurative system Image, genre, ode, idyll, eclogue, historical poetics

Авторы
Завельская Дарья Александровна

Место работы
Завельская Дарья Александровна
Институт славянской культуры ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»


Аннотация
В статье рассматривается поэтика природных образов русского классицизма как смыслообразующая форма, характерная для определенной жанровой стилистики. Для изучения данной проблематики используется метод исторической поэтики; анализируются основы теории Ломоносова в их соотношении с формированием стилей и жанров русского стихотворства. Система природных образов рассматривается в аспекте их семантики, связанной с литературной традицией. Природные образы можно считать базовой основой воплощения авторского мировоззрения. Особенно важны такие аспекты, как психологизация природных образов и традиция изображения природы в различных жанрах. В процессе сопоставления различных произведений была обнаружена существенная разница между изображением природы в одах (высокий стиль) и группе «идиллических» жанров (средний стиль). Рассмотрены общность и различие изображения природы в таких жанрах, как духовная ода, панегирическая ода, панегирическая идиллия, эклога и элегия. При этом панегирическая идиллия совмещает в себе черты высокого и среднего стилей, что проявляется и в изображении природы. Природные образы свойственны как одической, так и идиллической традиции, восходящим к античности. Однако на русскую оду повлиял христианский жанр парафразиса - поэтического переложения Псалтири, что усилило сакрализацию изображения природы в духовных и похвальных (панегирических) одах. Типология природных образов для каждого жанра специфична: «большая» и «малая» природа рассматриваются как основа выразительных средств, впоследствии оказавших влияние на дальнейшее развитие русской поэзии и обладающих глубоким смысловым потенциалом. В качестве примеров проанализированы произведения А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева, Е.И. Кострова.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Аверинцев С. Поэты. М., 1996.
2 . Грехнев В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. Нижний Новгород, 1985
3 . Гуковский Г.А. Очерки по истории русского реализма.Т. 1. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946.
4 . Ненарокова М.Р. Каролингская эклога: теория и история жанра. М., 2012.
5 . Панченко А. М. Предисловие // Ивановский И. М. Псалмы Ветхого Завета / Стихотворное переложение И. Ивановского. СПб., 1994.С. 3-5.
6 . Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.
7 . Рощупкина Ю.А. Библейский текст в русском классицизме (на материале «Трех од парафрастических Псалма 143, сочиненных черезтрех стихотворцев, из которых каждый одну сложил особливо») // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира. Комсомольск-на-Амуре, 2018. С. 381-384.
8 . Серман И.З. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия XVIII века // Труды Отдела древнерусской литературы. М.;Л., 1962. Т. 18. С. 214-232.
9 . Филатов А.В. Содержание понятия «адамизм» и состав адамического мифа Н. С. Гумилева // Stephanos. 2017. № 3 (23). С. 117-125.
10 . Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблемекатегорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 251-291.