В литературоведении существует традиция резко противопоставлять раннее творчество какого-либо автора творчеству позднему, объявляя последнее воплощением упадка. Именно так довольно часто описывается художественная эволюция Виктора Шкловского, Леонида Леонова, Николая Заболоцкого, Николая Тихонова, Николая Асеева и др. (согласованность подобного взгляда на творческую биографию того или иного писателя с ее реальными фактами и их подлинным эстетическим значением является, как правило, очень субъективной). Поэзия Эдуарда Лимонова, которая отчетливо делится на три периода (ранний, эмигрантский и поздний), как раз и рассматривается большинством литературоведов и критиков в качестве образца движения от ранних шедевров к «закатным» вещам не слишком высокого уровня. В данной статье предпринимается попытка пересмотра сложившегося взгляда на поздние стихотворения Э. Лимонова, которые, по мнению ее автора, ничем не уступают стихотворениям раннего периода. Доказывается, что негативное отношение к текстам Э. Лимонова, созданным в 2000-е гг., во многом обусловлено скандализацией фигуры поэта в СМИ, имеющей, прежде всего, политические причины. При внимательном изучении поздних лимоновских стихотворений выясняется, что их художественный уровень не уступает эстетическому качеству ранних текстов. Что касается их формальных особенностей, то они заключаются в экспериментах по смещению ударений, усечению и модификации окончаний, изменению и прибавлению морфем, ломке синтаксических конструкций, игре с отступами в процессе графического оформления стиха. Показано, что эти эксперименты, встречавшиеся уже в раннем творчестве Э. Лимонова, на позднем этапе его поэтической деятельности становятся более радикальными
|