Проблема взаимоотношений поэта и власти является одной из наиболее сложных при изучении творческой биографии того или иного художника слова. С одной стороны, выбор им конкретной позиции, определяющей характер коммуникации с властными структурами, подчиняется социально-политическим и психологическим причинам, а с другой - неизбежно ведет к трансформации используемых выразительных средств, выработке особой системы умолчаний, подтекстов, намеков и т.п. вещей. Новизна настоящей статьи заключается в том, что в ней взаимоотношения поэта и власти рассматриваются не в синхронической, а в диахронической перспективе, подразумевающей сопоставление соответствующей модели поведения О.Э. Мандельштама со схожими реакциями поэтов древности на вызовы, спровоцированные необходимостью каким-то образом встраиваться в суствующей моралью. При таком подходе предшественниками О.Э. Мандельштама в ведении выбранных им форм диалога с властью становятся древнегреческие лирические поэты Стесихор и Пиндар, а также древнеримские поэты Публий Овидий Назон и Квинт Гораций Флакк. Предтечами И.В. Сталина, которому О.Э. Мандельштам адресовал известную оду, являются при этом сиракузский тиран Гиерон, тиран Акраганта Фаларис и римский император Октавиан Август. Указанные сопоставления позволяют прийти к выводу, что диалог О.Э. Мандельштама с высшей властью, которую в Советском Союзе воплощал И.В. Сталин, во многом подчиняется тем же принципам, которым в схожих ситуациях следовали Пиндар и Гораций. Кроме того, в статье обосновывается утверждение, что мандельштамовская «Ода Сталину», кроме элементов стилизационного характера, содержит признаки пародии.
|