Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

НИКОЛАЙ БАХТИН КАК ПРЕДШЕСТВЕННИК СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ: НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2021

Раздел
НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
98-112
Ключевые слова
Николай Бахтин, Михаил Бахтин, Платон, исследования культуры, Бирмингемский университет, теория литературы, диалог, религиозная философия, неомарксизм, Nikolai Bakhtin (Nicolas Bachtin), Mikhail Bakhtin, Plato, cultural studies, University of Birmingham,

Авторы
Марков Александр Викторович

Место работы
Марков Александр Викторович
Российский государственный гуманитарный университет


Аннотация
Николай Бахтин, русский и британский (Кембридж и Бирмингем) филолог и теоретик культуры, был экспериментатором в области филологических методов, создавшим на основе частных наблюдений над историей греческого языка и переводов с греческого языка оригинальную теорию культурных трансферов. Эта теория теснее всего связана с дискуссиями о статусе субъекта в феноменологии, от Эдмунда Гуссерля до Макса Шелера, соотнося статус субъекта с возможностями языкового выражения подлежащего и построения длинных непротиворечивых высказываний. Хотя академическое изучение диалога Платона «Кратил» относится к последним годам жизни Николая Бахтина, уже в его статьях 1920-х годов проступают главные темы, связанные с конфликтом между этимологическим и ситуативным обоснованиями семантики. Николай Бахтин, как и его брат Михаил Бахтин, обосновывал динамическую модель культуры, в которой позиция субъекта не является заранее данной, и хотя в работах Николая Бахтина понятия полифонии и диалога не выражены, в них зато есть понятия о тоне и опредмечивании, связывающие его с русской религиозной философией. Отвергая некоторые из амбиций русских религиозных мыслителей, он, так же как они, настаивал на тотальности мира убеждений, в противоположность миру психологических реакций и миру речевых полаганий. При этом критика идеологий, основанная на признании неизменным уже существующего мира убеждений как горизонта культурного опыта, сближает Николая Бахтина с левой мыслью, которая и получила наибольшее развитие в Бирмингемской школе (Центре исследований современной культуры). Николай Бахтин, как и Михаил Бахтин, исходил из уже в целом завершенной семиотизации культурных решений, но видел в этом не факт адаптивных механизмов культуры, а факт автономии суждения, никогда не поддающегося до конца инструментализации, - этому, по его мнению, и посвящен диалог Платона «Кратил». Такая автономия суждения предопределила и принятие Николаем Бахтиным левой повестки как сопротивляющейся любой частной инструментализации культуры, и истолкование паттернов культуры, очень близкое Бирмингемской школе и современным исследованиям культуры

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Tihanov G. Nikolai Bakhtin and the Oxford University RussianClub: Three Records (1934-1946) // Slavonica. 1999. Т. 5. № 2. С. 17-23.
2 . Тиханов Г. Миша и Коля: Брат-Другой // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С. 54-68.
3 . Шестаков В.П. Жизнь на агоне: культурологическиеидеи Николая Бахтина // Культурологический журнал. 2010. № 1. С. 9.
4 . История с «Синема». Полемика об эстетике кино З.Н. Гиппиус и Н.М. Бахтина // Литературное обозрение. 1992. № 3-4. С. 101-105.