Николай Бахтин, русский и британский (Кембридж и Бирмингем) филолог и теоретик культуры, был экспериментатором в области филологических методов, создавшим на основе частных наблюдений над историей греческого языка и переводов с греческого языка оригинальную теорию культурных трансферов. Эта теория теснее всего связана с дискуссиями о статусе субъекта в феноменологии, от Эдмунда Гуссерля до Макса Шелера, соотнося статус субъекта с возможностями языкового выражения подлежащего и построения длинных непротиворечивых высказываний. Хотя академическое изучение диалога Платона «Кратил» относится к последним годам жизни Николая Бахтина, уже в его статьях 1920-х годов проступают главные темы, связанные с конфликтом между этимологическим и ситуативным обоснованиями семантики. Николай Бахтин, как и его брат Михаил Бахтин, обосновывал динамическую модель культуры, в которой позиция субъекта не является заранее данной, и хотя в работах Николая Бахтина понятия полифонии и диалога не выражены, в них зато есть понятия о тоне и опредмечивании, связывающие его с русской религиозной философией. Отвергая некоторые из амбиций русских религиозных мыслителей, он, так же как они, настаивал на тотальности мира убеждений, в противоположность миру психологических реакций и миру речевых полаганий. При этом критика идеологий, основанная на признании неизменным уже существующего мира убеждений как горизонта культурного опыта, сближает Николая Бахтина с левой мыслью, которая и получила наибольшее развитие в Бирмингемской школе (Центре исследований современной культуры). Николай Бахтин, как и Михаил Бахтин, исходил из уже в целом завершенной семиотизации культурных решений, но видел в этом не факт адаптивных механизмов культуры, а факт автономии суждения, никогда не поддающегося до конца инструментализации, - этому, по его мнению, и посвящен диалог Платона «Кратил». Такая автономия суждения предопределила и принятие Николаем Бахтиным левой повестки как сопротивляющейся любой частной инструментализации культуры, и истолкование паттернов культуры, очень близкое Бирмингемской школе и современным исследованиям культуры
|