В статье рассматриваются мифологические и литературные источники повести В. Сосноры «Человек и лошадь». Используются сравнительно-исторический, культурно-исторический, описательный, формальный методы литературоведческого исследования. В первой части анализируются сюжет, система образов, языковые и композиционные особенности данного произведения. Отдельно разбирается вопрос о жанровом своеобразии текста В. Сосноры. Автор определяет жанр произведения как историческую повесть, что потребовало комментария и прояснения, поскольку данная жанровая дефиниция применима к «Человеку и лошади» лишь с рядом оговорок. Делаются наблюдения, касающиеся присутствия в структуре произведения В. Сосноры сказочных элементов и мотивов, мифологических сюжетов и образов. Приводятся точечные совпадения с текстами Ф. Рабле, Ф.М. Достоевского, Р.Л. Стивенсона, Д. Лондона, Г. Мелвилла, Ж. Верна, В. Богомолова, А. Фадеева, М. Шолохова. Наибольшее внимание уделено контексту, связанному с отношением главного героя Самуила Мовшевича Шихеля к беговой лошади Магде. Проводятся параллели с образами героев романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: Вронского, Карениной и лошади Фру-Фру, - а также сюжетными ситуациями данного текста. Сопоставляются сходные мотивы гибели прекрасного животного по вине человека, символическая соотнесенность образов лошади и женщины. Делается вывод о том, что роман Л.Н. Толстого является важным литературным источником повести В. Сосноры «Человек и лошадь», помогающим адекватно и полно раскрыть авторский замысел. В заключении выражается мысль о том, что повесть В. Сосноры строится на взаимодействии с широким кругом литературных и мифологических источников, за счет чего локальная история частной жизни разрастается до широких обобщений.
|