Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ И А.П. СУМАРОКОВ: ВОЗМОЖНЫЕ СБЛИЖЕНИЯ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2019

Раздел
ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
43-57
Ключевые слова
А.П. Сумароков, М .Ю. Лермонтов, классицизм, морская тема, ", Журналист, читатель и писатель", «Волны и люди», A.P. Sumarokov, M .Yu. Lermontov, classicism, marine theme, "Journalist, reader and writer", "Waves and people"

Авторы
Юхнова Ирина Сергеевна

Место работы
Юхнова Ирина Сергеевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье раскрывается один из аспектов проблемы «Лермонтов и классицизм», которая относится к разряду неизученных. Предметом исследования стали возможные точки сближения художественных систем А.П. Сумарокова и М .Ю. Лермонтова. Целью статьи является обнаружение и анализ фактов, свидетельствующих о прямом или опосредованном восприятии М .Ю. Лермонтовым идей, образов, мотивов, особенностей поэтической организации произведений А.П. Сумарокова. Исследователи называют две возможные параллели между творчеством Лермонтова и сумароковской традицией: первая связана с попытками писателей воспроизвести метрику народной поэзии, вторая - с обращением к форме диалога Поэта с неким собеседником. В стихотворении Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» данная форма позволяет выявить созвучие авторского понимания предназначения поэта и поэтического Слова, которое должно активно воздействовать на общество и сознание человека, позиции Сумарокова, выраженной в стихотворении «Пиит и Друг его». Применяя методы сопоставительного, сравнительно-исторического и транстекстуального анализа, автор обнаруживает также ряд иных «схождений» двух художественных систем. Во-первых, к ним относится интерес к гамлетовской теме. Во-вторых, смысловая близость интерпретаций образа волны и «морской темы». Высказывается предположение, что опосредованным источником стихотворения «Волны и люди» для Лермонтова могла стать миниатюра Сумарокова «Море и вечность». Разрушая классицистическую трактовку образа моря и связанных с ним рек, А.П. Сумароков находит в нем символ вечности, устанавливает сходство между течением волн и однонаправленным движением человеческой жизни. М .Ю. Лермонтов, отказываясь от идеи направленного движения и проводя отсутствующую у Сумарокова параллель между холодом волн и холодом человеческих душ, тем не менее обращается к тому же мотиву быстротечности жизни и неизбежности смерти. Таким образом, в тексте стихотворения «Волны и люди» М .Ю. Лермонтова проступает текст миниатюры А.П. Сумарокова, что может быть новым значимым свидетельством диалогической связи творчества двух поэтов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 1. Амелин М. Александр Сумароков - Гамлет // Новая Юность. -2003.-№ 4(61)[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://magazines.russ.ru/nov_yun/2003/4/amel.html(датаобращения:24.12.1018).
2 . 2. Вишневский К.Д. Стихосложение// Лермонтовская энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1981. - С. 541-549.
3 . 3. Вяземский П.А. О Сумарокове // Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / Сост., вступ. статья и коммент. Л. В. Дерюгиной. Москва: Искусство, 1984. - С. 113-118.
4 . 4. Жаткин Д.Н., Яшина Т.А. Juvenile Poems Томаса Мура в России:традиции и переводы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2011. - № 1. - С. 375-382.
5 . 5. Захаров В.Н. Сумароков и Шекспир // Знание. Понимание. Умение.-2008.-№ 5 [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.zpu-journal.ru/e-53zpu/2008/5/Zakharov_Sumarokov&Shakespeare/(датаобращения:24.12.2018).
6 . 6. Зырянов О.В. Еще раз о лермонтовском «Пророке» (К проблеме кластерного подхода к лирическому интертексту) // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественныхсистем. - 2013. - № 1. - С. 40-53.
7 . 7. Иваницкий А.И. Море в поэтической модели мира М.В. Ломоносова (к вопросу о феномене барочного классицизма) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.-2011.-№ 5 (59). - С. 115-118.
8 . 8. Кошелева И.Н. Мифология природы в поэзии В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6(18). - С. 82-84.
9 . 9. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - Москва; Лениград: Наука,1964. - 266 с.10. Молнар А. Метафора «вода - женщина» у Лермонтова и Гончарова в аспекте языковой креативности // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. - 2016. - Т. 7. - № 7. - С. 382-393.
10 . 11. Москвин Г.В. Интерпретация феномена ундины в творчестве Фридриха де ла Мотт Фуке (повесть «Ундина»), В.А. Жуковского (стихотворный перевод повести «Ундина»), М.Ю. Лермонтова(повесть «Тамань») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2018. - № 2. - С. 252-257.
11 . 12. Назарова Л.Н. «Волны и люди» //Лермонтовская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 91.
12 . 13. Нейман Б.В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - Москва: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит.,1941. - С. 422-465.
13 . 14. Прощин Е.Е. Опыт рецепции классического«Памятника»: постраницам современной поэтической антологии // Болдинские чтения 2018. - Нижний Новгород: изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. -С. 188-191.
14 . 15. Юхнова И.С. Речной топос в творчестве М.Ю. Лермонтова / / Мирнауки, культуры, образования. - 2018. - № 1. - С. 448-449.
15 . Молнар А. Метафора «вода - женщина» у Лермонтова и Гончарова в аспекте языковой креативности // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. - 2016. - Т. 7. - № 7. - С. 382-393