Литературоведы выделяют такой жанр, как фрагмент, импульсом для возникновения которого стали античные и средневековые тексты, дошедшие до нас в неполном виде. Как самостоятельный жанр фрагмент оформился в эпоху романтизма (Ф. Шлегель, Новалис). Однако Э.В. Лимонов уже на раннем этапе своего поэтического творчества начинает переоткрывать и переосмыслять данный жанр. При этом он отталкивается не от его античных или романтических образцов, а от текстов иной культурной парадигмы, которая базируется на модернистской и авангардной словесности (В. Хлебников) и существует внутри неподцензурной советской литературы (Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, Евгений Кропивницкий, Леонид Губанов, Владимир Алейников). Жанр фрагмента у Э.В. Лимонова становится более многомерным и разноплановым, чем у его коллег по поэтическому ремеслу, ориентирующихся на продолжение классической традиции. С жанром фрагмента Э.В. Лимонов экспериментирует разными способами, в том числе и на синтаксическом уровне (например, многоточия, широко используемые в лимоновских поэтических фрагментах и отрывках, выполняют функцию не столько знака препинания, сколько специфического художественного приема). Кроме того, устойчивое стремление Э.В. Лимонова, демонстрируемое им в случаях обращения к фрагменту, совместить жанровую дефиницию с названием текста (примеры такого совмещения дают нам произведения или циклы произведений, в заглавии которых содержится слово «отрывок»), выводит указанный жанр на одну из ключевых позиций в поэтическом наследии автора
|