Автор статьи исследует театральный репертуар сезона 2021-2022 гг., поставив перед собой цель выявить жанровую специфику пьес в современном российском театре. При этом под театральным жанром понимается не столько категория художественного творчества в узком смысле, сколько феномен синтеза литературного, сценического и медиального аспектов театрального представления. В целом обращение к жанровым маркерам остаётся важным для российской сцены. При этом примерно четверть пьес никак не маркирована в этом отношении. Из собственно жанровых маркеров несомненное преимущество перед всеми остальными имеет комедия, занимая вместе со своими многочисленными дериватами ещё примерно четверть репертуара. Из всех остальных 359 вариантов выделяются по популярности традиционные драматургические жанры (например, такие, как драма, трагедия, мелодрама и т.д.). Также характерно преимущественное употребление маркеров, связанных как с литературной, так и с театральной жанровостью по отдельности. Предлагаемая нами жанровая классификация спектаклей включает в себя и иные параметры: контекст фольклора и мифологии, обращение к другим видам искусства, формат театрального представления, композиционные особенности, стилистический характер постановки, её игровую составляющую, маркеры с семантикой фантазирования и воображения, дискурсивные особенности постановок, их фабульные аспекты, художественное время пьесы, культурологические маркеры. В целом справедлив вывод о том, что жанровый маркер выполняет функцию триггера зрительского внимания, поэтому медиальный аспект доминирует в нём над эстетическими. Наиболее показательна в этом смысле аномалия, связанная с дериватами комедии, которые встречаются примерно в половине случаев от общего числа спектаклей в данном жанре. Уточнение, комментирование и указание на вариацию жанра, несомненно, демонстрирует популистский характер использования этого жанра в современном театре. Все остальные популярные жанры насчитывают гораздо более скромный процент деривации.
|