Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

«ПОЛЕТЫ В ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ»: НЕИЗВЕСТНАЯ ПОВЕСТЬ БОРИСА САДОВСКОГО «ЧЕРНЫЙ ПЕРСТЕНЬ»


Номер журнала
4
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
137-160
Ключевые слова
Б.А. Садовской, «Черный перстень», стилизация, В.Я. Брюсов, А.А. Фет, В.Ф. Ходасевич, А.К. Толстой, «Князь Серебряный», Иван Грозный, Джон Ди, B.A. Sadovskoy, The Black Pearl, stylisation, V.Y. Briusov, A.A. Fet, V.F. Khodasevich, A.K. Tolstoy, The Silver

Авторы
Изумрудов Юрий Александрович

Место работы
Изумрудов Юрий Александрович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В соответствии с планами подготовки научного издания полного собрания сочинений Бориса Садовского нами продолжается изучение его архивных текстов. Дается, с комментариями, первая публикация неизвестной исследователям повести «Черный перстень», авторизованная рукопись которой хранится в фонде «Товарищества издательского и печатного дела А.Ф. Маркса» в РГАЛИ. Выявляются интертекстуальные связи «Черного перстня» с романом «Огненный ангел» В.Я. Брюсова. Подчеркиваются как сближающие черты в плане поэтики, так и принципиальные различия, обусловленные художнической индивидуальностью. Отмечается, что «Черный перстень» написан в свойственной Садовскому стилизационной манере. Доказывается, что особенность «Черного перстня» в том, что источником стилизации в нем стал не какой-то один трансформируемый текст, а цикл текстов, причем принадлежащих к разным культурным традициям (что в конечном итоге предопределило эклектичность повести - ее основной художественный недостаток). Акцентируются в данном плане поэзия Фета, а также некоторые важные для понимания смысла «Черного перстня» реалии творческой и житейской судьбы автора, связанные с кругом персонажей произведения (В. Ахрамович, Садко, В. Ходкевич, Л. Лихутин). Подробно рассматривается генезис подзаголовка «Черного перстня». Указывается, что в определенной мере произведением-«протографом» последнего явился роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого. Наследие этого писателя в целом Садовской считал знаковым для себя. И представляется символичным, что высказанные им в критической статье проницательные суждения о художническом методе Толстого («духовном консерватизме») в некотором роде могут быть приложимы и к его собственному творчеству

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Грачева А.М. Петербургское чародействие (Проза Сергея Ауслендера 1905-1917 годов) // Ауслендер С.А. Петербургские апокрифы: Роман, повесть, рассказы. СПБ., 2005. С. 5-38.
2 . Гречишкин С.С., Лавров А.В. Брюсов-новеллист // Брюсов В.Я. Повести и рассказы. М., 1988. С. 3-20.
3 . Русская литература рубежавеков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 1. М., 2000.
4 . Саяпова А.М. Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком(ФетиХафиз).М.,2016. URL:https://www.universalinternetlibrary.ru/book/65590/chitat_knigu.shtml(дата обращения 27.11.2021).
5 . Шарафадина К.И. «Энциклопедия розы» в поэзии А.А. Фета // Афанасий Фет и русская литература: ХIХ Фетовские чтения(Курск, 7 - 9 октября 2004 г.). Курск, 2005. С. 38-48.
6 . Шубинский В.И. Владислав Ходасевич: чающий и говорящий. СПб., 2011.
7 . Щербаков Р.Л. Переписка В.Я. Брюсова с Б.А. Садовским //Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 101-122