«ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ» ЛЕОНИДА ЧИЧАГОВА: ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖАНРОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ |
2 | |
2022 |
ЛИТЕРАТУРА - АГИОГРАФИЯ - ИСТОРИЯ |
научная статья | 82 | ||
7-29 | древнерусская литература, житие, летопись, Серафимо-Дивеевский монастырь, уделы Богоматери, ancient Russian literature, life (zhitiye), chronicles (letopis), St. Seraphim Diveevo Monastery, the domains of the Theotokos |
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», вышедшая первым изданием в 1896 г., Леонида Михайловича Чичагова (митрополита Серафима, прославленного в лике святых священномучеников Русской православной церковью в 1997 году) - знаковое произведение церковной литературы рубежа XIX-XX веков - можно рассматривать как своеобразный эксперимент по возвращению «народной» агиографии на «дневную поверхность» литературного процесса указанного периода. Аккумулируя различные агиографические жанры, восходящие к традиции древнерусской литературы: монастырский летописец, патерик, видение, чудеса святого и т. д., - Л.М. Чичагов, бывший на момент публикации «Летописи» священником храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, не только воспроизводит событийный состав памятников, но и заимствует отдельные черты их поэтики. В частности, такие элементы художественной структуры «Летописи», как композиция, стиль, фигура нарратора и хронотоп, ориентированы (частично или полностью) на древнерусский жанровый канон: «анфиладная» композиция, агиографический стиль, автор, «ведающий» «тайный» смысл истории, наконец, эсхатологическая напряженность повествования, проистекающая из сакрального статуса дивеевского топоса. Концептуальным зерном «Летописи» выступает легенда о четырех уделах Богородицы, вводимая в повествование посредством жанровой формы видения. Семантическая многослойность легенды, обусловленная веками бытования внутри разных культур, оказала значительное влияние на поэтический мир произведения, созданного Л.М. Чичаговым, определив как своеобразие воплощенного в нем художественного времени, так и религиозно-этической позиции автора. |
![]() |
1 . Буланин Д.М. Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: Из истории образа по памятникам, учтенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при его подготовке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV - XVI в. Ч. 3.: Библиографические дополнения. Приложение. СПб., 2012. С. 427-634. 2 . Виноградов А.Ю., Грищенко А.И. Андрей Первозванный: Опыт небиографического жизнеописания. М., 2013. 3 . Георгий (Павлович), иерей. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»: источники и история создания // Саровский летописец: материалы VIII исторической конференции, посвященной 55-летию со дня образования города Сарова (16-17 апреля 2009 г.). Саров, 2009. С. 215-246. 4 . Георгий (Павлович), иерей. Первоначальница Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова). Материалы к жизнеописанию // Саровский летописец: материалы IX исторической конференции, посвященной 320-летию образования первого поселения на Саровском городище (21-22 апреля 2011 г.). Саров, 2011. С. 332-361. 5 . Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. 6 . Ковалева Т.И. Структурно-смысловые особенности видений в «Слове о создании церкви…» в Киево-Печерском патерике // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2. С. 4-8. 7 . Корнилов З.К. Жанровый синтез в древнерусских повестях о монастырях на примере «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» // Палимпсест. Литературоведческий журнал. 2021. № 3. С. 7-27. 8 . Ларионов А. «Патриа Святой Горы Афон» (Patria Athonensia) как памятник афонской апокрифической истории // Метафраст. 2020. № 1(3). С. 60-83. 9 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 10 . Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей: Извлеч. сведений об абхазах, народах Сев. Кавказа и Дагестана. М., 1979. 11 . Ольшевская Л.А. «Прелесть простоты и вымысла…» // Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусские патерики. М., 1999. С. 233-252. 12 . Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. Том I. М., 2007. 13 . Семячко С.А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245-265. 14 . Слюнькова И.Н. Саровская Успенская пустынь на карте Темниковского уезда 1790 года. Архитектурные особенности в контексте греческой традиции и иконологии патерика Печерского // Саровский летописец: материалы IX исторической конференции, посвященной 320-летию образования первого поселения на Саровском городище (21-22 апреля 2011 г.). Саров, 2011. С. 50-61. 15 . Степашкин В.А. Серафим Саровский. М., 2018. 16 . Чуркин А.А. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима Чичагова: особенности эпической формы // Русская речь. 2018. № 1. С. 81-91. 17 . Papachryssanthou D. La Vie ancienne de S. Pierre l'Athonite: Date, composition et valeur historique // Analecta Bollandiana. 1974, vol. 92, pp. 19-61. 18 . Shoemaker S.J. The Virgin Mary in the Ministry of Jesus and the Early Church according to the Earliest Life of the Virgin // Harvard Theological Review. 2005, no. 98, pp. 441-467. 19 . Shoemaker S.J. Between Scripture and Tradition: The Marian Apocrypha of Early Christianity // Proceedings of the Montr?al Colloquium in Honour of Charles Kannengiesser, 11-13 October 2006, pp. 491-510 |