Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

«ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ» ЛЕОНИДА ЧИЧАГОВА: ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖАНРОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2022

Раздел
ЛИТЕРАТУРА - АГИОГРАФИЯ - ИСТОРИЯ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
7-29
Ключевые слова
древнерусская литература, житие, летопись, Серафимо-Дивеевский монастырь, уделы Богоматери, ancient Russian literature, life (zhitiye), chronicles (letopis), St. Seraphim Diveevo Monastery, the domains of the Theotokos

Авторы
Корнилов Захар Алексеевич

Место работы
Корнилов Захар Алексеевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», вышедшая первым изданием в 1896 г., Леонида Михайловича Чичагова (митрополита Серафима, прославленного в лике святых священномучеников Русской православной церковью в 1997 году) - знаковое произведение церковной литературы рубежа XIX-XX веков - можно рассматривать как своеобразный эксперимент по возвращению «народной» агиографии на «дневную поверхность» литературного процесса указанного периода. Аккумулируя различные агиографические жанры, восходящие к традиции древнерусской литературы: монастырский летописец, патерик, видение, чудеса святого и т. д., - Л.М. Чичагов, бывший на момент публикации «Летописи» священником храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, не только воспроизводит событийный состав памятников, но и заимствует отдельные черты их поэтики. В частности, такие элементы художественной структуры «Летописи», как композиция, стиль, фигура нарратора и хронотоп, ориентированы (частично или полностью) на древнерусский жанровый канон: «анфиладная» композиция, агиографический стиль, автор, «ведающий» «тайный» смысл истории, наконец, эсхатологическая напряженность повествования, проистекающая из сакрального статуса дивеевского топоса. Концептуальным зерном «Летописи» выступает легенда о четырех уделах Богородицы, вводимая в повествование посредством жанровой формы видения. Семантическая многослойность легенды, обусловленная веками бытования внутри разных культур, оказала значительное влияние на поэтический мир произведения, созданного Л.М. Чичаговым, определив как своеобразие воплощенного в нем художественного времени, так и религиозно-этической позиции автора.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Буланин Д.М. Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: Из истории образа по памятникам, учтенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при его подготовке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV - XVI в. Ч. 3.: Библиографические дополнения. Приложение. СПб., 2012. С. 427-634.
2 . Виноградов А.Ю., Грищенко А.И. Андрей Первозванный: Опыт небиографического жизнеописания. М., 2013.
3 . Георгий (Павлович), иерей. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»: источники и история создания // Саровский летописец: материалы VIII исторической конференции, посвященной 55-летию со дня образования города Сарова (16-17 апреля 2009 г.). Саров, 2009. С. 215-246.
4 . Георгий (Павлович), иерей. Первоначальница Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова). Материалы к жизнеописанию // Саровский летописец: материалы IX исторической конференции, посвященной 320-летию образования первого поселения на Саровском городище (21-22 апреля 2011 г.). Саров, 2011. С. 332-361.
5 . Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.
6 . Ковалева Т.И. Структурно-смысловые особенности видений в «Слове о создании церкви…» в Киево-Печерском патерике // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2. С. 4-8.
7 . Корнилов З.К. Жанровый синтез в древнерусских повестях о монастырях на примере «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» // Палимпсест. Литературоведческий журнал. 2021. № 3. С. 7-27.
8 . Ларионов А. «Патриа Святой Горы Афон» (Patria Athonensia) как памятник афонской апокрифической истории // Метафраст. 2020. № 1(3). С. 60-83.
9 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
10 . Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей: Извлеч. сведений об абхазах, народах Сев. Кавказа и Дагестана. М., 1979.
11 . Ольшевская Л.А. «Прелесть простоты и вымысла…» // Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусские патерики. М., 1999. С. 233-252.
12 . Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. Том I. М., 2007.
13 . Семячко С.А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245-265.
14 . Слюнькова И.Н. Саровская Успенская пустынь на карте Темниковского уезда 1790 года. Архитектурные особенности в контексте греческой традиции и иконологии патерика Печерского // Саровский летописец: материалы IX исторической конференции, посвященной 320-летию образования первого поселения на Саровском городище (21-22 апреля 2011 г.). Саров, 2011. С. 50-61.
15 . Степашкин В.А. Серафим Саровский. М., 2018.
16 . Чуркин А.А. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима Чичагова: особенности эпической формы // Русская речь. 2018. № 1. С. 81-91.
17 . Papachryssanthou D. La Vie ancienne de S. Pierre l'Athonite: Date, composition et valeur historique // Analecta Bollandiana. 1974, vol. 92, pp. 19-61.
18 . Shoemaker S.J. The Virgin Mary in the Ministry of Jesus and the Early Church according to the Earliest Life of the Virgin // Harvard Theological Review. 2005, no. 98, pp. 441-467.
19 . Shoemaker S.J. Between Scripture and Tradition: The Marian Apocrypha of Early Christianity // Proceedings of the Montr?al Colloquium in Honour of Charles Kannengiesser, 11-13 October 2006, pp. 491-510