Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОБРАЗ СВЯТОГОРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX-XX ВВ. И ЕГО РАЗВИТИЕ В XXI В


Номер журнала
2
Дата выпуска
2022

Раздел
ЛИТЕРАТУРА - ФОЛЬКЛОР - ЖИВОПИСЬ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-91
Страницы
30-41
Ключевые слова
Святогор, былина, фольклор, изобразительное искусство, Svyatogor, bylina, folklore, fine arts

Авторы
Корепова Мария Ильинична

Место работы
Корепова Мария Ильинична
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Cтатья посвящена анализу образа фольклорного богатыря Святогора в произведениях профессиональных русских художников и иллюстраторов XIX-XXI вв.: Н.И. Соколова, К.О. Брожа, А.П. Рябушкина, И.В. Симакова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, К.А. Васильева, Р. Папсуева, а также в современной мультипликации. В начале статьи даётся краткая характеристика былинного образа Святогора, в которой акцентируется внимание на связанных с ним темах рока и преемственности, а также оспаривается та точка зрения, что Святогор на самом деле не великанского роста. При анализе иллюстраций Н.И. Соколова отмечается, что в них рост Святогора трактуется по-разному. В ходе изучения виньетки К.О. Брожа делается вывод, что в ней уже представлены основные элементы, которые будут характерны для дальнейших изображений Святогора. В иллюстрации А.П. Рябушкина как основной выделяется мотив обречённости и медленного умирания. В иллюстрации И.В. Симакова, наоборот, доминирует мотив борьбы, пусть и тоже обречённой. Сравнительный анализ картин Н.К. Рериха и И.Я. Билибина, позволяет заключить, что Рерих воплотил в своей работе возвышенный идеал воина, готового к новым подвигам, а Билибин изобразил мифического старца-великана, достигшего конца своего пути и выполнившего все, что было ему предназначено. В статье констатируется, что в середине - второй половине XX века сложилась устойчивая традиция изображения Святогора. Эту традицию несколько нарушает картина К.А. Васильева, где былинный сюжет использован для выражения самостоятельной авторской позиции. Для XXI века характерна тенденция к деконструкции привычного образа Святогора, к его максимальному очеловечиванию (первое наблюдается, например, в работах Р. Папсуева, второе - в мультипликационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»). В итоге делается вывод, что художники трактуют образ Святогора по-своему, но в то же время обязательно сохраняют в нем определённые черты, берущие своё начало в фольклорной традиции.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Балашов Д.М. Из истории былинного эпоса. Святогор // Русский фольклор. Т. 20. Фольклор и историческая действительность. Л., 1981. С. 10-21.
2 . Миронов А.С. «Невеликие герои»: об одной особенности русского эпического концепта богатырства // Филология: научные исследования. 2020. № 1. С. 72-82.
3 . Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987.
4 . Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 2021.
5 . Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. М., 1971.
6 . Топоров В.Н. Русск. Святогор: своё и чужое (к проблеме культурно-языковых контактов) // Славянское и балканское языкознание: проблемы языковых контактов. М., 1983. С.89-126