Cтатья посвящена анализу образа фольклорного богатыря Святогора в произведениях профессиональных русских художников и иллюстраторов XIX-XXI вв.: Н.И. Соколова, К.О. Брожа, А.П. Рябушкина, И.В. Симакова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, К.А. Васильева, Р. Папсуева, а также в современной мультипликации. В начале статьи даётся краткая характеристика былинного образа Святогора, в которой акцентируется внимание на связанных с ним темах рока и преемственности, а также оспаривается та точка зрения, что Святогор на самом деле не великанского роста. При анализе иллюстраций Н.И. Соколова отмечается, что в них рост Святогора трактуется по-разному. В ходе изучения виньетки К.О. Брожа делается вывод, что в ней уже представлены основные элементы, которые будут характерны для дальнейших изображений Святогора. В иллюстрации А.П. Рябушкина как основной выделяется мотив обречённости и медленного умирания. В иллюстрации И.В. Симакова, наоборот, доминирует мотив борьбы, пусть и тоже обречённой. Сравнительный анализ картин Н.К. Рериха и И.Я. Билибина, позволяет заключить, что Рерих воплотил в своей работе возвышенный идеал воина, готового к новым подвигам, а Билибин изобразил мифического старца-великана, достигшего конца своего пути и выполнившего все, что было ему предназначено. В статье констатируется, что в середине - второй половине XX века сложилась устойчивая традиция изображения Святогора. Эту традицию несколько нарушает картина К.А. Васильева, где былинный сюжет использован для выражения самостоятельной авторской позиции. Для XXI века характерна тенденция к деконструкции привычного образа Святогора, к его максимальному очеловечиванию (первое наблюдается, например, в работах Р. Папсуева, второе - в мультипликационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»). В итоге делается вывод, что художники трактуют образ Святогора по-своему, но в то же время обязательно сохраняют в нем определённые черты, берущие своё начало в фольклорной традиции.
|