Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАРКЕРЫ МИНЕЙНОГО КОДА В РАССКАЗЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА «ТРЕТИЙ СЫН»


Номер журнала
1
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
75-87
Ключевые слова
минейный код, композиция, контекст, агиография, Евангелие, Menaion code, comp osition, context, hagiography, Gospel

Авторы
Терешкина Дарья Борисовна

Место работы
Терешкина Дарья Борисовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы(РАНХиГС) при Президенте РФ(Новгородский филиал)


Аннотация
Рассмотрение литературного произведения в системе контекстов давно стало постоянной литературоведческой практикой. М инейный код как один из инструментов, включающих текст в поле транстекстуальных связей, был предложен автором несколько лет назад и апробирован по отношению ко многим произведениям русской литературы, в которой «Четьи-Минеи» стали одним из концептуальных текстов. В статье предлагается анализ рассказа Андрея Платонова «Третий сын» с точки зрения реализации в нем минейно организованной системы персонажей - семьи из трех поколений, собравшейся на похороны матери. Целью статьи является «дешифровка» содержащегося в рассказе минейного кода и раскрытие на основе полученных данных одной из неявных сторон идеи текста. Исключительность избранного произведения состоит в том, что в минейном коде важнейшее место занимают имена персонажей, тогда как в рассказе «Третий сын» отсутствуют как имена героев, так и иные признаки «жизненности» ситуации. В условиях максимальной абстрагированности повествования главным маркером минейности становится композиция рассказа, характеризующаяся многовершинностью системы образов. Шесть братьев, несмотря на различие их судеб, равны в своей преданности семье, в своей духовной силе. Они являются продолжением умершей матери, в образе которой прослеживаются агиографические мотивы. Центральная роль третьего сына обусловлена тем, что в его образе концентрируется смысл происходящего: он привозит в родительский дом маленькую дочь, становящуюся символом связи поколений, останавливает неуместное веселье братьев; его обморок, который может быть рассмотрен как посмертное чудо матери, заставляет остальных сыновей испытать скорбь и открыть для себя новые жизненные истины. Автор приходит к выводу, что, привлекая читателя в качестве полноправного генератора смысла, Платонов освобождает его от заданных негативных оценок, позволяя понять истинное Евангельское значение взаимодействия братьев на их пути к постижению бытийных смыслов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 1. Васильев В. Платонов - наш современник / Платонов А. Живя главной жизнью: Повести. Рассказы. Пьесы. Сказки. Автобиографическое. - Москва: Правда, 1989. - С. 417-435.
2 . 2. Подшивалова Е.А. Рассказ А. Платонова «Третий сын»: осмысление смерти как обретение здесь-бытия // Филологический класс. - 2014.- № 1 (35). - С. 37-42.
3 . 3. Снигирева Т. А. Сердце матери в рассказе А. Платонова «Третийсын» / Балтийский филологический курьер. - 2003. - № 3. - С. 54-59.
4 . 4. Спиридонова И. А. Христианские и антихристианские тенденциитворчества Андрея Платонова 1910-1920-х годов // Проблемы исторической поэтики.-1994.-№3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskie-i-antihristianskie-tendentsii-tvorchestva-andreya-platonova-1910-1920-h-godov. Дата обращения: 13.12.2018.
5 . 5. Терешкина Д.Б.«Четьи-Минеи» и русская словесность Новоговремени. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. - 332 с.