В статье представлен анализ отношения с Другим в творчестве Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Выбор данной темы обусловлен, прежде всего, жизнетворческими установками писательницы, для которой особенно важно было воплощать и развивать идеи в диалоге. Актуальность исследования связана с несколькими причинами: во-первых, с возрастающим интересом к переоценке творчества женщин-писательниц с точки зрения феминистской литературной критики; во-вторых, с потребностью современного человека в поиске новых форм диалога и определения собственной субъектности. В статье прослеживается, как стратегии отношения с Другим в жизни и творчестве Л.Д. Зиновьевой-Аннибал последовательно развивались от диалога к соборности. С опорой на теоретические работы Вяч. Иванова, Вл. Соловьева и М. Бубера в статье также охарактеризована специфика воплощения категории соборности в художественном сознании Л.Д. Зиновьевой-Аннибал, стремившейся и в быту, и в искусстве к преодолению индивидуализма и гармоничному единению людей. Наряду с этим описаны художественные приемы, использованные в текстах писательницы в рамках указанного воплощения (театральность как религиозный акт на основе синтеза античной и христианской символики; диалогичность письма, многоуровневая метафора зеркала, разрушение субъектности автора). Перечисленные приемы и аспекты рассматриваются на примере следующих произведений: драма «Кольца» (1904 г.), повесть «Тридцать три урода» (1907 г.), рассказ «Помогите вы! Бред красным карандашом» из сборника «Нет!» (выпущен посмертно в 1918 г. Вяч. Ивановым). К.И. Чуковский привел примеры искажений, допущенных каждым из переводчиков, отметив при этом стилистическую сложность и неоднородность байроновского наследия.
|