В статье анализируются способы создания образа города в поэзии В. Сосноры. Объектом исследования стали стихотворения «Сказание о граде Китеже», «Краснодар», «Пльсков», «Леонид Мартынов в Париже», «Прощай, Париж», «Сожгли мосты и основали Рим», «Десять лет спустя», «Третий Париж» и ряд других. Выбор материала обусловлен стремлением к анализу тех текстов автора, в которых целостно запечатлен образ города, а не определенная, пусть даже значимая, локация. В статье отмечается, что для В. Сосноры не существует принципиальной разницы в изображении реальных и мифических городов. На основании анализа ранних стихотворений В. Сосноры высказывается гипотеза, что интерес автора сосредоточен не на реконструированном описании топографии города, а на попытке уловить его атмосферу, основанную на индивидуальности жителей. В дальнейшем данное предположение находит подтверждение при обращении к текстам, написанным на протяжении всего творческого пути поэта. Отмечается, что В. Соснора создает образы не только советских городов, но и европейских, таких как Рим, Прага. Важное место в поэтическом наследии автора занимают стихотворения, в которых присутствует образ Парижа, что связано с фактами биографии В. Сосноры. В заключении высказывается предположение, что автор не стремится запечатлеть внешний облик или особенности географического расположения городов, образы которых встречаются в его стихотворениях. В поэтическом мире В. Сосноры наиболее продуктивным приемом является создание образа города через раскрытие образов людей. Данная особенность связывается с общей гуманистической установкой поэзии В. Сосноры
|