Автограф стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» до нас не дошел, мотивы и детали его создания остаются до сих пор непроясненными. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел. Традиционно считается, что стихотворение навеяно встречей Лермонтова с неизвестной дамой на маскараде. Между тем под маской подразумевается не бальный атрибут, скрывающий лицо, а закрытый от окружающих духовный мир человека. Маска потому и оказывается только полумаской, что хранит тайны души героини стихотворения, не существующей в действительности. Однако ее поэтический образ возник под впечатлением встречи, имевшей место в действительности. Накануне отъезда Лермонтова на Кавказ произошел его разговор с вдовой А.С. Пушкина Натальей Николаевной. Подробности беседы, сообщенные ею своей дочери от второго брака - А.П. Араповой, мы находим в мемуарах последней. Сопоставление представленных в них деталей разговора, а также характеристика душевного склада и состояния Натальи Николаевны, переданная ею самой в одном из писем, позволяют обнаружить отголоски состоявшейся беседы в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…». Лермонтов первоначально с предубеждением относился к вдове Пушкина, считая ее виновной в гибели мужа, но в процессе разговора для него открылись истинные душевные качества Натальи Николаевны, которая с глубоким сочувствием отнеслась к поэту. Постепенно произошло единение душ собеседников, которое нашло отражение в стихотворении. Дата состоявшейся встречи позволяет уточнить хронологические рамки написания стихотворения.
|