АМБИВАЛЕНТНОСТЬ МЕЧТЫ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» |
3 | |
2022 |
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ |
научная статья | 82 | ||
15-24 | Гоголь, «Невский проспект», мечта, амбивалентность, идеал, Gogol, "Nevsky Prospect", dream, ambivalence, ideal |
В статье анализируется феномен «мечта» в художественном мире гоголевской повести «Невский проспект» (первая публикация - 1835 г.). Отмечается двойственность данной реалии. С одной стороны, мечта - это попытка героя воплотить невозможный в действительности идеал единства красоты и добра. Мечтания героя вбирают в себя романтическое содержание, связанное с желанием видеть эстетическое и одновременно этическое совершенство, ведь прекрасная наружность воспринимается им как свидетельство того, что человек отмечен Богом, красота дана ему ради того, чтобы рождать в душах других мысль о чистоте и гармонии. С другой стороны, мечта молодого художника Пискарева имеет и свою тёмную сторону: она представляет собой неосознанный бунт против Творца, результат самообмана, непринятия реального мира, в котором каждый человек может свободно выбирать между добродетелью и пороком, тем самым не соответствуя чужим, даже вполне оправданным ожиданиям. У героя не хватает сил ни для отказа от своего идеала, оказавшегося нежизнеспособным в действительности, ни для борьбы со злом, именно поэтому выход он находит в мечте как альтернативной реальности. Неоднозначность мечты в произведении объясняется в статье спецификой того периода духовного пути самого Н.В. Гоголя, на который пришлось создание «Невского проспекта» (1833-1834 гг.). Повесть вышла из-под пера писателя, находившегося одновременно под влиянием эстетико-гуманистической философии, признающей единство эстетического и морального идеала, и под влиянием христианской веры, усвоенного с детства религиозного миросозерцания, в рамках которого мечтание имеет негативную окраску. |
![]() |
1 . Агаева Т.И. Мифологизация мечтателя в Петербургских повестях Н. В. Гоголя // Лiтература та культура Полiсся. Вип. 7. Нiжин, 1996. С. 79-83. 2 . Бухаркин П.Е. Мечта в русской традиции. Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя - сюжет - миф. СПб., 1996. С. 178-194. 3 . Гиппиус В.В. Гоголь // Гиппиус В.В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб., 1994. С. 9-188. 4 . Зеньковский В. Н.В.Гоголь // Гиппиус В.В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб., 1994. С. 189-338. 5 . Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835 годы. М., 2012. 6 . Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. М., 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/497594 (дата обращения 8.11.2022). 7 . Прасковьина М.В. Граница в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 3 (3) (35). С. 785-787. 8 . Сокурова О.Б. «Петербургские повести» Гоголя: опыт духовного прочтения //История и культура. 2009. № 7. С. 128-157. 9 . Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь: Творческий путь. М., 1959. [Электронный ресурс].URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ste/ste-001-.htm (дата обращения 8.11.2022). 10 . Фаустов А.А. Эстетическая теология Н.В. Гоголя (шесть лекций о повестях «третьего тома»). Учеб. пособие. Воронеж, 2010 |