Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ МЕЧТЫ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»


Номер журнала
3
Дата выпуска
2022

Раздел
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
15-24
Ключевые слова
Гоголь, «Невский проспект», мечта, амбивалентность, идеал, Gogol, "Nevsky Prospect", dream, ambivalence, ideal

Авторы
Соловьева Анастасия Дмитриевна

Место работы
Соловьева Анастасия Дмитриевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье анализируется феномен «мечта» в художественном мире гоголевской повести «Невский проспект» (первая публикация - 1835 г.). Отмечается двойственность данной реалии. С одной стороны, мечта - это попытка героя воплотить невозможный в действительности идеал единства красоты и добра. Мечтания героя вбирают в себя романтическое содержание, связанное с желанием видеть эстетическое и одновременно этическое совершенство, ведь прекрасная наружность воспринимается им как свидетельство того, что человек отмечен Богом, красота дана ему ради того, чтобы рождать в душах других мысль о чистоте и гармонии. С другой стороны, мечта молодого художника Пискарева имеет и свою тёмную сторону: она представляет собой неосознанный бунт против Творца, результат самообмана, непринятия реального мира, в котором каждый человек может свободно выбирать между добродетелью и пороком, тем самым не соответствуя чужим, даже вполне оправданным ожиданиям. У героя не хватает сил ни для отказа от своего идеала, оказавшегося нежизнеспособным в действительности, ни для борьбы со злом, именно поэтому выход он находит в мечте как альтернативной реальности. Неоднозначность мечты в произведении объясняется в статье спецификой того периода духовного пути самого Н.В. Гоголя, на который пришлось создание «Невского проспекта» (1833-1834 гг.). Повесть вышла из-под пера писателя, находившегося одновременно под влиянием эстетико-гуманистической философии, признающей единство эстетического и морального идеала, и под влиянием христианской веры, усвоенного с детства религиозного миросозерцания, в рамках которого мечтание имеет негативную окраску.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Агаева Т.И. Мифологизация мечтателя в Петербургских повестях Н. В. Гоголя // Лiтература та культура Полiсся. Вип. 7. Нiжин, 1996. С. 79-83.
2 . Бухаркин П.Е. Мечта в русской традиции. Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя - сюжет - миф. СПб., 1996. С. 178-194.
3 . Гиппиус В.В. Гоголь // Гиппиус В.В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб., 1994. С. 9-188.
4 . Зеньковский В. Н.В.Гоголь // Гиппиус В.В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб., 1994. С. 189-338.
5 . Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835 годы. М., 2012.
6 . Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. М., 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/497594 (дата обращения 8.11.2022).
7 . Прасковьина М.В. Граница в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 3 (3) (35). С. 785-787.
8 . Сокурова О.Б. «Петербургские повести» Гоголя: опыт духовного прочтения //История и культура. 2009. № 7. С. 128-157.
9 . Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь: Творческий путь. М., 1959. [Электронный ресурс].URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ste/ste-001-.htm (дата обращения 8.11.2022).
10 . Фаустов А.А. Эстетическая теология Н.В. Гоголя (шесть лекций о повестях «третьего тома»). Учеб. пособие. Воронеж, 2010