ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ И ПАЛИМПСЕСТ: ГОЛУБАЯ ЛИЛИЯ И НОЧНАЯ ФИАЛКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА |
3 | |
2022 |
ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА |
научная статья | 82 | ||
25-34 | транскультурный символ, голубой цветок, голубая лилия, ночная фиалка, палимпсест, transcultural symbol, blue flower, blue lily, night violet, palimpsest |
В статье осуществляется «палимпсестное» прочтение транскультурного символа голубого цветка, которое позволяет не только выявить в нем дополнительные коннотации, но и обнаружить следы присутствия формулы «дева-цветок», относящейся еще к эпохе синкретизма, охарактеризованной А.Н. Веселовским. Кроме того, на материале произведений русской культуры начала XX века в статье рассматриваются образы лилии и ночной фиалки как вариации транскультурного символа голубого цветка. В качестве иллюстративного материала привлекаются стихотворения И. Анненского «Второй мучительный сонет» и Н. Гумилева «Я конквистадор в панцире железном»; поэма А. Блока «Ночная фиалка», панно М. Врубеля «Принцесса Греза», рассказ А. Куприна «Ночная фиалка». Также рассматриваются взаимосвязь голубого цвета и лилии с образом Девы Марии и дополнительные коннотации, которые имеет флорообраз: королевской власти, целомудрия и смерти. Показано развитие и усиление данных коннотаций во французской литературе XIX века на примере творчества А. Рембо, С. Малларме, А. де Ламартина и О. Бальзака. В статье также раскрываются введенное М.Н. Эпштейном понятие транскультуры, которое предполагает позицию «остранения» и «вненаходимости» для восприятия данного явления, и понятие транскультурного символа. Транскультурный символ голубого цветка генетически связан с эпохой синкретизма, имеет выраженную цветовую лексему, относится к элементарным символам, что позволяет ему иметь воплощения и прочтения в самых разных национальных культурах. Однако каждое из таких воплощений и прочтений необходимо рассматривать как вариацию, а не как рецепцию, так как именно «палимпсестные» отношения позволяют говорить о самостоятельном, осмысленном, новом произведении. |
![]() |
1 . Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2017. 2 . Горбовская С.Г. Флорообраз во французской литературе XIX века. СПб., 2017. 3 . Горбовская С.Г. Многоликая бездна: формирование новой парадигмы образа растения во французской литературе XIX века. СПб., 2021. 4 . Леонова Н.Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И. Ф. Анненского // Вестник Новгородского университета. 2010. № 56. С. 40-43. 5 . Линькова В.В. Образ «вечной женственности» в творчестве художников Серебряного века // Человек. 2017. № 2. С. 120-128. 6 . Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2016. 7 . Магомедова Д.М. Ночная фиалка в поэзии Блока: реалии и символические коннотации // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 97-105. 8 . Маркова А.С., Мамукина Г.И. Архетип «Голубого цветка» как национальный код // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 5. С. 205-208. 9 . Маркова А.С. Синий и голубой в национальной памяти: особенности восприятия колоратива немецкой, англоязычной и отечественной словесностью // Актуальные проблемы общей теории языка, перевода, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков. Саранск, 2022. С. 67-72. 10 . Махов А.Е. Поэтологическая система Новалиса: Опыт реконструкции из фрагментов // Литературоведческий журнал. 2018. № 44. С. 165-189. 11 . Махов А.Е. Поэтологическая топика во фрагментах Новалиса // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 2. С. 19-29. 12 . Пастуро М. Синий. История цвета М., 2020. 13 . Тюпа В.И. Нарративный палимпсест // Горизонты исторической нарратологии. СПб., 2021. С. 166-181. 14 . Четверикова О.В. Рассказ А. Куприна «Ночная фиалка»: лингвистический аспект // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 24. С. 15-21. 15 . Эпштейн М.Н. Транскультура и трансценденция // Только уникальное глобально: Личность и управление. Культура и образование. Сборник статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб., 2007. С. 90-102. |