Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОБРАЗ НАТАЛЬИ КЛИМОВОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ М. ОСОРГИНА И В. ШАЛАМОВА


Номер журнала
1
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
88-102
Ключевые слова
Наталья Климова, «Письмо перед казнью», политический терроризм, революция, ницшеанство, закономерности истории, Natalya Klimova, «letter before execution», political terrorism, revolution, Nietzscheism, the laws of history

Авторы
Сухих Ольга Станиславовна

Место работы
Сухих Ольга Станиславовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматривается образ Н.С. Климовой в романах М. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах», а также в рассказе В. Шаламова «Золотая медаль». Целью исследования становится сопоставление двух художественных концепций образа одного и того же реального исторического лица. Выявляются сходства в нескольких важных аспектах изображения героини. В частности, оба автора изображают ее как девушку с бурным темпераментом, сравнивая со стихией. Также авторы подчеркивают склонность героини к театральности, и если у М . Осоргина вживание Наташи в роль бесстрашной революционерки рассматривается как результат волевых усилий, то для В. Шаламова такое восприятие возможно только для «внешнего» сознания, но не для самой героини. Оба писателя останавливают внимание на неизменной трагичности закономерностей истории, разрушающей судьбы, и на неизбежности зарождения в человеке «революционного духа» в кризисные эпохи. Отмечаются также различия в подходе к изображению характера Н.С. Климовой. У М. Осоргина мировосприятие героини эволюционирует: открыв для себя онтологическую сущность мира, она разочаровывается в революционной борьбе, тогда как у В. Шаламова образ статичен в своей романтической яркости. Различны мотивировки действий героини: у М. Осоргина она стремится к незаурядному поступку, у В. Шаламова - к самопожертвованию на благо народа. Существенно также различие нравственных оценок деятельности героини: в романах М. Осоргина авторская оценка поступков Наташи амбивалентна, в то время как В. Шаламов даёт героине однозначно положительную оценку. Был сделан вывод о том, что перечисленные различия связаны с революционным опытом писателей и с их отношением к прошлому, символом которого стала для них обоих Н.С. Климова: если для М. Осоргина прежние идеалы обнаружили свою несостоятельность, то для В. Шаламова революция и ее герои навсегда сохранили романтический ореол.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 1. Волкова Е. Трагический парадокс Варлама Шаламова. - Москва:Республика, 1998. - 176 с.
2 . 2. Кан Г.С. Наталья Климова: Жизнь и борьба. - Санкт-Петербург:Изд-во им. Н.И. Новикова, 2012. - 392 с.
3 . 3. Ничипоров И.Б. «Проза, выстраданная как документ»: колымскийэпос В. Шаламова.- Режим доступа: http://www.litra.ru/critique/get/crid/00249901286819627116/(дата обращения: 18.07.2016).
4 . 4. Рыклин М. Клеймёный, но не раб // Рыклин М. Свобода и запрет.Культура в эпоху террора. - Москва: Логос, Прогресс-Традиция, 2008. -С. 19-32. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/varlam/creature_02.htm(дата обращения: 18.07.2016).
5 . 5. Соловьёв С. «Повесть наших отцов». Об одном замысле ВарламаШаламова.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shalamov.ru/research/262/ (дата обращения: 19.07.2016).
6 . 6. Урвилов В.А. Оппозиция «прошлое-настоящее» в романе В.В. Вересаева «В тупике»// Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 5. - С. 286-292