Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ЗНАЧЕНИЕ «ГОГОЛЕВСКОГО ТЕКСТА» В ДРАМАТУРГИИ Н.В. КОЛЯДЫ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.09
Страницы
103-114
Ключевые слова
Гоголь, Коляда, художественная рецепция, «чужое слово», вторичный текст, диалог, Gogol, Kolyada, art reception, "word of another", secondary text, dialogue

Авторы
Канарская Екатерина Игоревна

Место работы
Канарская Екатерина Игоревна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобаче в-ского


Аннотация
Рассматривается текстуальное выражение диалогического взаимодействия Н.В. Коляды и Н.В. Гоголя на примере четырех «гоголевских» пьес Коляды («Старосветская любовь», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Коробочка», «Мертвые души»). Целью статьи является анализ форм и задач использования «гоголевского текста» и его соединения с «авторским словом» в произведениях Н.В. Коляды. Доказывается, что регулярное обращение Н.В. Коляды к текстам Н.В. Гоголя, осуществляемое в формах цитаты, реминисценции или аллюзии, обусловлено сходством художественных методов двух писателей, основанным на близости их эстетических, аксиологических и онтологических представлений. При этом Коляда не воспроизводит эстетико-мировоззренческую систему Н.В. Гоголя, а пересоздает ее, используя претекст и как средство выявления заложенных в него смыслов, и как материал для генерации новых смыслов. С одной стороны, Н.В. Коляда подвергает художественному переосмыслению гоголевскую поэтику «страшного карнавала»: обращаясь к средствам «площадной речи», мотивам маски и переодевания, гротескным образам, используя принципы повторяемости и алогичности, драматург «обнажает прием», делает присутствие хаоса, разрушительного ирреального начала, завуалированное в претексте, очевидным. С другой стороны, Коляда не изолирует изображаемый мир от высших нравственных ценностей, которые герои могут обрести, пройдя через условно-символическое пробуждение души: данное обстоятельство объясняет полную замену «чужого слова» «своим» в финале перечисленных пьес. Делается вывод о том, что анализ интертекстуального взаимодействия Н.В. Коляды и Н.В. Гоголя является эффективным способом понимания аксиологических и онтологических оснований как «гоголевских» пьес драматурга, так и других его произведений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979. - 424 с.
2 . 2. Гусев В.А. Особенности современной рецепции проповеднического дискурса Н.В. Гоголя // Н.В. Гоголь и современная культура: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. - Москва: КДУ, 2007. - С. 35-46.
3 . 3. Клягина Л.Р. Творчество Гоголя как духовный источник русскогоавангардного искусства // Н.В. Гоголь и современная культура: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений международнойконференции. - Москва: КДУ, 2007. - С. 223-231.
4 . 4. Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды.- Каменск-Уральский: Издательство«Калан», 1997. - 160 с.
5 . 5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие: В 2 т. - Т. 2. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 688 с.
6 . 6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - Москва: «Coda»,1996. - 474 с.
7 . 7. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - Санкт-Петербург:Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 448 с.
8 . 8. Цыпуштанова М.А. Гоголевский текст в творческой рецепцииНиколая Коляды (пьеса «Старосветская любовь») // Вестник Удмур т-ского университета. Серия «История и филология». - 2012. - № 4. -С. 43-46.