ЗНАЧЕНИЕ «ГОГОЛЕВСКОГО ТЕКСТА» В ДРАМАТУРГИИ Н.В. КОЛЯДЫ |
1 | |
2019 |
научная статья | 82.09 | ||
103-114 | Гоголь, Коляда, художественная рецепция, «чужое слово», вторичный текст, диалог, Gogol, Kolyada, art reception, "word of another", secondary text, dialogue |
Рассматривается текстуальное выражение диалогического взаимодействия Н.В. Коляды и Н.В. Гоголя на примере четырех «гоголевских» пьес Коляды («Старосветская любовь», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Коробочка», «Мертвые души»). Целью статьи является анализ форм и задач использования «гоголевского текста» и его соединения с «авторским словом» в произведениях Н.В. Коляды. Доказывается, что регулярное обращение Н.В. Коляды к текстам Н.В. Гоголя, осуществляемое в формах цитаты, реминисценции или аллюзии, обусловлено сходством художественных методов двух писателей, основанным на близости их эстетических, аксиологических и онтологических представлений. При этом Коляда не воспроизводит эстетико-мировоззренческую систему Н.В. Гоголя, а пересоздает ее, используя претекст и как средство выявления заложенных в него смыслов, и как материал для генерации новых смыслов. С одной стороны, Н.В. Коляда подвергает художественному переосмыслению гоголевскую поэтику «страшного карнавала»: обращаясь к средствам «площадной речи», мотивам маски и переодевания, гротескным образам, используя принципы повторяемости и алогичности, драматург «обнажает прием», делает присутствие хаоса, разрушительного ирреального начала, завуалированное в претексте, очевидным. С другой стороны, Коляда не изолирует изображаемый мир от высших нравственных ценностей, которые герои могут обрести, пройдя через условно-символическое пробуждение души: данное обстоятельство объясняет полную замену «чужого слова» «своим» в финале перечисленных пьес. Делается вывод о том, что анализ интертекстуального взаимодействия Н.В. Коляды и Н.В. Гоголя является эффективным способом понимания аксиологических и онтологических оснований как «гоголевских» пьес драматурга, так и других его произведений. |
1 . 1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979. - 424 с. 2 . 2. Гусев В.А. Особенности современной рецепции проповеднического дискурса Н.В. Гоголя // Н.В. Гоголь и современная культура: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. - Москва: КДУ, 2007. - С. 35-46. 3 . 3. Клягина Л.Р. Творчество Гоголя как духовный источник русскогоавангардного искусства // Н.В. Гоголь и современная культура: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений международнойконференции. - Москва: КДУ, 2007. - С. 223-231. 4 . 4. Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды.- Каменск-Уральский: Издательство«Калан», 1997. - 160 с. 5 . 5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие: В 2 т. - Т. 2. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 688 с. 6 . 6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - Москва: «Coda»,1996. - 474 с. 7 . 7. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - Санкт-Петербург:Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 448 с. 8 . 8. Цыпуштанова М.А. Гоголевский текст в творческой рецепцииНиколая Коляды (пьеса «Старосветская любовь») // Вестник Удмур т-ского университета. Серия «История и филология». - 2012. - № 4. -С. 43-46. |