В статье рассматриваются аспекты петербургских литературных контактов Б.А. Садовского. Для Садовского, получившего писательскую известность в Москве, важно было утвердить себя и в столице, где сконцентрированы лучшие литературные силы. И с целью представить некоторые этапы этого утверждения в статье приводятся выдержки из неизданных пока еще писем Садовского родителям в Нижний Новгород, где содержится соответствующая информация. Центральным в статье становится изложение обстоятельств сотрудничества Садовского с альманахом «Петербургские (Петроградские) вечера», издаваемого Е.А. Нагродской, автором нашумевшего в читательских кругах романа «Гнев Диониса». Акцентируются факты знакомства и общения Садовского с Нагродской в контексте знаковой для петербургской богемы темы, связанной с артистическим кабаре «Бродячая собака». Впервые публикуется, с подробным комментарием, переписка Садовского и Нагродской. Также впервые дается анализ опубликованной в третьем номере «Петроградских вечеров» (1914) статьи Садовского «Н.М. Языков (очерк жизни и творчества)». С точки зрения жанра это литературный портрет. Яркий, экспрессивный текст с полемическим настроем, вызывающий несомненный интерес читателя. Вместе с тем в конечных выводах порой излишне категоричен, пристрастен. Подчеркивается, что оценки Садовского в целом шли в русле традиций научных интерпретаций поэзии Языкова, сформировавшихся в ХIХ и начале ХХ вв. Современные исследователи более взвешенно подходят к анализу творческой судьбы Языкова. В этом отношении выделена книга Е.В. Языковой «Творчество Н.М. Языкова» (1990). Приведены стихи о Языкове большого ценителя его творчества В.В. Афанасьева (монаха Лазаря). В контексте концепции творческого пути Языкова, предложенной Садовским, рассмотрена и его собственная судьба как человека и творца.
|