В статье рассматриваются особенности поэтики «Сказания о первом жительстве монахов…», созданного основателем и первоначальником Саровской пустыни иеромонахом Исаакием в начале XVIII в. «Сказание…» Исаакия принадлежит к жанровой традиции повести об основании монастыря: как и в других произведениях этого жанра, в памятнике сочетаются элементы жития (дидактизм, патериковая композиция, агиографическая стилистика) и летописи (документальность и хронологическая направленность повествования, задействование жанров погодной записи и летописной повести). Отличительной особенностью «Сказания…» является автобиографическое начало: значительная часть повествования ведется от первого лица, автор - одновременно рассказчик и главный герой саровской истории. В отличие от жития Аввакума, в «Сказании…» Исаакия автобиографизм гораздо в большей степени ограничен житийным каноном: автор намеренно сокращает свое присутствие в «Сказании…», прибегая для этого к разным средствам (передача своей биографии другому персонажу, риторическая обработка речи, упрощенное представление внутреннего мира персонажей - как места состязания добра и зла, «пересборка» событий личной жизни с помощью литературных топосов). В то же время эти средства не вытесняют автобиографизм полностью: отдельные фрагменты повествования обладают опознаваемой авторской субъектностью - географически точное описание места основания монастыря, психологически детализированная исповедь монаха Илариона, чудесное знамение, насыщенное бытовыми деталями, истории «неправедных монахов», в которых - через скрупулезную фиксацию поступков действующих лиц - одновременно выявляются характеры автора и конфликтующих с ним героев; наконец, последняя часть «Сказания…» - рассказ о церковном строительстве, рисующий панорамную картину жизни провинциального монастыря начала эпохи петровского правления. Таким образом, «Сказание о первом жительстве монахов…» несет в себе важнейшую особенность русской литературы XVII в. - противоречивость поэтики, балансирование на грани различных жанров, старых и новых способов повествования.
|