Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В КАВКАЗСКИХ ПОЭМАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА


Номер журнала
1
Дата выпуска
2023

Раздел
ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.0
Страницы
69-80
Ключевые слова
Лермонтов, Кавказ, поэмы, обычай кровной мести, обычай гостеприимства, Lermontov, Caucasus, poems, the custom of blood feud, the custom of hospitality

Авторы
Кочугова Юлия Викторовна

Место работы
Кочугова Юлия Викторовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Статья посвящена анализу народных обычаев и традиций, представленных в кавказских поэмах М.Ю. Лермонтова. Выбор данной темы позволяет углубить существующие представления о проблеме фольклоризма в творчестве поэта. В статье подробно рассматриваются художественные функции и способы изображения обычаев кровной мести и гостеприимства в поэмах «Каллы», «Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», «Беглец», осуществлен сопоставительный анализ обрядов, отраженных в поэмах, с фольклорными источниками, раскрыто, насколько точно поэт воссоздает народные обычаи. В статье показано, что в поэмах «Каллы» и «Измаил-Бей» конструктивно значимым становится мотив кровной мести. В поэме «Каллы» он выполняет сюжетообразующую функцию и раскрывается во взаимоотношениях Аджи и Акбулата, однако герой, подчинившись требованиям муллы, который является носителем норм и правил горцев, внутренне не принимает устоявшегося нравственного закона, а потому поэма символично заканчивается смертью муллы. В поэме «Хаджи Абрек» ситуация кровной мести также является центральным сюжетным событием, а в поэме «Измаил-Бей» мотив кровной мести не становится ключевым, однако важен для изображения ментальности горцев, их жизненного уклада. Тема кровной мести получает новое развитие в поэме «Беглец»: Гарун предает свой род, оставив поле боя, а потому изгнан из родного края и оканчивает жизнь самоубийством. В поэмах «Измаил-Бей» и «Хаджи Абрек» находит отражение другой обычай - обычай гостеприимства. Сопоставив содержание поэм с материалом из фольклорных, этнографических и культурологических источников, можно сделать вывод, что писатель хорошо знаком с укладом жизни горских народов, поэтому он приводит достоверные описания встречи путников хозяевами дома.

Загрузить статью