Статья посвящена анализу народных обычаев и традиций, представленных в кавказских поэмах М.Ю. Лермонтова. Выбор данной темы позволяет углубить существующие представления о проблеме фольклоризма в творчестве поэта. В статье подробно рассматриваются художественные функции и способы изображения обычаев кровной мести и гостеприимства в поэмах «Каллы», «Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», «Беглец», осуществлен сопоставительный анализ обрядов, отраженных в поэмах, с фольклорными источниками, раскрыто, насколько точно поэт воссоздает народные обычаи. В статье показано, что в поэмах «Каллы» и «Измаил-Бей» конструктивно значимым становится мотив кровной мести. В поэме «Каллы» он выполняет сюжетообразующую функцию и раскрывается во взаимоотношениях Аджи и Акбулата, однако герой, подчинившись требованиям муллы, который является носителем норм и правил горцев, внутренне не принимает устоявшегося нравственного закона, а потому поэма символично заканчивается смертью муллы. В поэме «Хаджи Абрек» ситуация кровной мести также является центральным сюжетным событием, а в поэме «Измаил-Бей» мотив кровной мести не становится ключевым, однако важен для изображения ментальности горцев, их жизненного уклада. Тема кровной мести получает новое развитие в поэме «Беглец»: Гарун предает свой род, оставив поле боя, а потому изгнан из родного края и оканчивает жизнь самоубийством. В поэмах «Измаил-Бей» и «Хаджи Абрек» находит отражение другой обычай - обычай гостеприимства. Сопоставив содержание поэм с материалом из фольклорных, этнографических и культурологических источников, можно сделать вывод, что писатель хорошо знаком с укладом жизни горских народов, поэтому он приводит достоверные описания встречи путников хозяевами дома.
|