В статье рассмотрен интертекст в творчестве В.М. Шукшина с применением концепции Х. Блума, изложенной им в книге «Страх влияния» (1973, перевод на русский язык - 1998). Цель исследования - оценить возможность и целесообразность применения шести этапов «ревизии», охарактеризованных Г. Блумом, к описанию интертекстуальных связей в произведениях В.М. Шукшина. Выявляются отклонения, антитетические параллели, сокращения и «контрвозвышенное» при сравнении рассказа В.М. Шукшина «Капроновая елочка» (1966) с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1830); рассказа «Письмо» (1971) с одноимённым рассказом А.П. Чехова (1887); а также рассказа «Охота жить» (1969) с рассказом Д. Лондона «Любовь к жизни» (1905). Автор статьи показывает, как концепция Х. Блума, благодаря эвристичности методики, помогает оценить влияние интертекста на формирование авторского замысла писателя: призма искажения обнаруживает не лежащие на поверхности новые смыслы. В статье описаны кеносис, обнажающий отказ Шукшина от сказочной образности и христианской составляющей; даймонизация, демонстрирующая символический мир рассказов; аскесис, проявляющийся в виде новеллистически выстроенных финалов, побуждающих читателя к осмыслению сложности оценки человеческих поступков. В результате статья демонстрирует научную продуктивность применения теории Х. Блума к анализу как зарубежной, так и русской художественной прозы ХХ в., а также для объективного и убедительного описания формирования замысла через анализ интертекстов.
|