Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ТВОРЧЕСКИЙ И ЛЖЕТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНОВ «МЕЧТА» И «МЕЧТАНИЕ» В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕЛЫЕ НОЧИ»


Номер журнала
2
Дата выпуска
2023

Раздел
ДОСТОЕВСКОВЕДЕНИЕ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
7-16
Ключевые слова
Достоевский, «Белые ночи», мечта, мечтание, творчество, «лжетворчество», Dostoyevskiy, “White Nights”, daydream, daydreaming, creation, “pseudocreation”

Авторы
Соловьева Анастасия Дмитриевна

Место работы
Соловьева Анастасия Дмитриевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского


Аннотация
В статье анализируются феномены мечты и процесса мечтания, которые изображены в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». В частности, изучается связь между этими феноменами и феноменом творчества. Утверждается, что отношения между обозначенными реалиями носят в вышеназванной повести противоречивый характер, который обусловлен, по мысли автора статьи, особенностями эстетико-философских концепций молодого Достоевского. Согласно мнению ученых, для начинающего писателя принципиально важной в период 30-40-х гг. оказалась не только проблема истинного творчества и настоящего художника, но и проблема «лжетворчества» и «лжетворца»; размышления над этими проблемами органично продолжились на страницах художественных произведений Ф.М. Достоевского, в том числе в повести «Белые ночи». В статье проводится мысль о том, что в данной повести явления «мечта» и «мечтание», с одной стороны, коррелируют с феноменом творчества, ввиду того что процесс конструирования вымышленных миров напрямую задействует поэтические способности главного героя, а сотворенные им грезы по многим признакам схожи с объектами искусства, а с другой стороны, обнаруживают свойства его противоположности, псевдотворчества, поскольку представляется возможным усмотреть в мечтании удобную замену подлинного созидания (акта, требующего со стороны человека жертвенности и тяжелого труда), а в мечтах - своеобразные фальшивые предметы искусства; помимо этого, существенным оказывается и тот факт, что оба эти явления могут считаться результатом гибели реального художественного таланта, которым, по всей видимости, был наделен Мечтатель.

Загрузить статью