В статье анализируются феномены мечты и процесса мечтания, которые изображены в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». В частности, изучается связь между этими феноменами и феноменом творчества. Утверждается, что отношения между обозначенными реалиями носят в вышеназванной повести противоречивый характер, который обусловлен, по мысли автора статьи, особенностями эстетико-философских концепций молодого Достоевского. Согласно мнению ученых, для начинающего писателя принципиально важной в период 30-40-х гг. оказалась не только проблема истинного творчества и настоящего художника, но и проблема «лжетворчества» и «лжетворца»; размышления над этими проблемами органично продолжились на страницах художественных произведений Ф.М. Достоевского, в том числе в повести «Белые ночи». В статье проводится мысль о том, что в данной повести явления «мечта» и «мечтание», с одной стороны, коррелируют с феноменом творчества, ввиду того что процесс конструирования вымышленных миров напрямую задействует поэтические способности главного героя, а сотворенные им грезы по многим признакам схожи с объектами искусства, а с другой стороны, обнаруживают свойства его противоположности, псевдотворчества, поскольку представляется возможным усмотреть в мечтании удобную замену подлинного созидания (акта, требующего со стороны человека жертвенности и тяжелого труда), а в мечтах - своеобразные фальшивые предметы искусства; помимо этого, существенным оказывается и тот факт, что оба эти явления могут считаться результатом гибели реального художественного таланта, которым, по всей видимости, был наделен Мечтатель.
|