Данная статья посвящена анализу интертекстуальных отношений между романом Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и современным песенным творчеством, отсылающим к нему. Автор статьи на примере четырёх песен показывает, каким образом в них выстраиваются отсылки к роману, рассматривая это в трёх важнейших аспектах: во-первых, как диалог двух разных видов искусства: литературы и песни; во-вторых, в контексте различий между элитарной и массовой культурой; в-третьих, с учётом разницы во времени создания произведений - вторая половина XIX в. и конец XX-XXI вв. Поскольку в данном контексте имеет место интермедиальная цитатность, исследователь обращает внимание не только на текст песен (что является литературной составляющей), но и на песенную композицию и на музыкальные средства выразительности. В статье говорится о коммуникации на разных уровнях: автор песни - роман, автор песни - автор романа, автор песни - слушатели, лирическая героиня песни - главная героиня романа. Анализируя подходы к интерпретации романа, автор статьи обращает внимание на такие категории, как массовость, стереотипность, постмодернистская ирония. Рассматривается проблема трактовки образа Анны Карениной, возникшая из-за особенности творческого метода Л.Н. Толстого, заключающегося в представлении характера многопланово и противоречиво, что порождает возможности для разного отношения к герою. Это подтверждается выбранными для анализа песнями, в которых представлены четыре интерпретации образа Карениной. В ходе анализа были определены четыре типа интертекстуальных отношений, выстроенных в песнях, отсылающих к данному роману Л.Н. Толстого: частичное цитирование и символизация образа героини; открытый диалог с персонажем; иронический пересказ и неожиданная шутливая интерпретация смысла романа; вмешательство в развязку действия и изменение финала.
|