Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ОТСЫЛКИ К РОМАНУ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» В СОВРЕМЕННОМ ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2023

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
31-43
Ключевые слова
Анна Каренина, песенное творчество, интертекстуальность, интермедиальность, диалог, Anna Karenina, songwriting, intertextuality, intermediality

Авторы
Кочетова Лидия Витальевна

Место работы
Кочетова Лидия Витальевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Данная статья посвящена анализу интертекстуальных отношений между романом Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и современным песенным творчеством, отсылающим к нему. Автор статьи на примере четырёх песен показывает, каким образом в них выстраиваются отсылки к роману, рассматривая это в трёх важнейших аспектах: во-первых, как диалог двух разных видов искусства: литературы и песни; во-вторых, в контексте различий между элитарной и массовой культурой; в-третьих, с учётом разницы во времени создания произведений - вторая половина XIX в. и конец XX-XXI вв. Поскольку в данном контексте имеет место интермедиальная цитатность, исследователь обращает внимание не только на текст песен (что является литературной составляющей), но и на песенную композицию и на музыкальные средства выразительности. В статье говорится о коммуникации на разных уровнях: автор песни - роман, автор песни - автор романа, автор песни - слушатели, лирическая героиня песни - главная героиня романа. Анализируя подходы к интерпретации романа, автор статьи обращает внимание на такие категории, как массовость, стереотипность, постмодернистская ирония. Рассматривается проблема трактовки образа Анны Карениной, возникшая из-за особенности творческого метода Л.Н. Толстого, заключающегося в представлении характера многопланово и противоречиво, что порождает возможности для разного отношения к герою. Это подтверждается выбранными для анализа песнями, в которых представлены четыре интерпретации образа Карениной. В ходе анализа были определены четыре типа интертекстуальных отношений, выстроенных в песнях, отсылающих к данному роману Л.Н. Толстого: частичное цитирование и символизация образа героини; открытый диалог с персонажем; иронический пересказ и неожиданная шутливая интерпретация смысла романа; вмешательство в развязку действия и изменение финала.

Загрузить статью