Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

ДЛЯ ЗВУКОВ СЛАДКИХ: ПУШКИНСКИЕ ТЕКСТЫ КАК КАМЕРТОН РУССКОГО РЕЧЕВОГО СЛУХА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2023

Раздел
МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «РОССИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК И ПУШКИН: ТРИЕДИНАЯ СУДЬБА»

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
81'42
Страницы
59-70
Ключевые слова
пушкинское наследие, звуковая организация поэтического текста, эстетический принцип, речевой слух, русская поэзия, категория поэтического, Pushkin's heritage, sound organization of poetic text, aesthetic principle, speech hearing, Russian poetry, poe

Авторы
Маринова Елена Вячеславовна

Место работы
Маринова Елена Вячеславовна
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова


Аннотация
Рассматривается вопрос о влиянии сформировавшейся в поэтических текстах А.С. Пушкина эстетики звука на речевой слух последующих поколений - как читателей, так и писателей. Все основные принципы эстетической организации поэтической речи, впоследствии ставшие своеобразным ориентиром, эталоном красоты звука русского слога, воплощены в пушкинском творчестве: благозвучие речи за счёт преобладания музыкальных звуков (гласных и соноров); звуковая перекличка в словах, составляющих словосочетание; звуковые скрепы между смежных стихами; обыгрывание случайного звукового сходства; функциональная значимость слова определённого звучания (выбор слова «в пользу» звука, а не предметного значения). На материале черновиков поэта отмечается, что правка текста шла в направлении благозвучия, музыкальности речи, намеренной игры звуками. Особенность звучания слова определяла выбор поэта порою даже в ущерб фактической точности, что сам Пушкин объяснял, используя понятие поэтического . Пушкинское поэтическое наследие демонстрирует эстетическую самоценность звука как одно из слагаемых художественного смысла текста и условие целостности стихотворного произведения. Усвоенные нашим слухом гармоничные сочетания звуков, определённый их подбор и повтор в нашем сознании запечатлеваются в виде эталонных, образцовых, и при восприятии, чтении всех последующих текстов Пушкина и других авторов, которые так или иначе прошли тоже через этот опыт, а также - в случае с писателями и поэтами - при создании своих текстов мысленно мы ориентируемся на уже сложившиеся эстетические представления.

Загрузить статью