Рассматривается вопрос о влиянии сформировавшейся в поэтических текстах А.С. Пушкина эстетики звука на речевой слух последующих поколений - как читателей, так и писателей. Все основные принципы эстетической организации поэтической речи, впоследствии ставшие своеобразным ориентиром, эталоном красоты звука русского слога, воплощены в пушкинском творчестве: благозвучие речи за счёт преобладания музыкальных звуков (гласных и соноров); звуковая перекличка в словах, составляющих словосочетание; звуковые скрепы между смежных стихами; обыгрывание случайного звукового сходства; функциональная значимость слова определённого звучания (выбор слова «в пользу» звука, а не предметного значения). На материале черновиков поэта отмечается, что правка текста шла в направлении благозвучия, музыкальности речи, намеренной игры звуками. Особенность звучания слова определяла выбор поэта порою даже в ущерб фактической точности, что сам Пушкин объяснял, используя понятие поэтического . Пушкинское поэтическое наследие демонстрирует эстетическую самоценность звука как одно из слагаемых художественного смысла текста и условие целостности стихотворного произведения. Усвоенные нашим слухом гармоничные сочетания звуков, определённый их подбор и повтор в нашем сознании запечатлеваются в виде эталонных, образцовых, и при восприятии, чтении всех последующих текстов Пушкина и других авторов, которые так или иначе прошли тоже через этот опыт, а также - в случае с писателями и поэтами - при создании своих текстов мысленно мы ориентируемся на уже сложившиеся эстетические представления.
|