В статье рассматриваются конкретные случаи обращения В.А. Сосноры в поэтическом сборнике «Всадники» (1969) к сказочным мотивам и образам. Объ-ектом исследования становятся стихотворения «Последние песни Бояна», «Был крыжовник…», «Первая молитва Магдалине», в которых обращение к сказочным элементам не является организующим весь текст, но позволяет привнести дополнительные смыслы и существенно обогатить произведение. Исследовательский потенциал статьи расширяется за счет привлечения стихотворения «Легенда, которую мне рассказали…», в основу художественной системы которого положены образы русалок, широко представленные не только в русском фольклоре, но и в мифологии других народов. Расширенному и подробному анализу подвергается стихотворение «Веснушка-дурнушка», поскольку оно создано с опорой на жанр волшебной сказки. Произведение состоит из шести отдельных стихотворений, связанных единым сюжетом, имеющим сказочную основу. Предметом изучения выступают как элементы, в которых В.А. Соснора следует жанровым канонам сказки, так и те, в которых автор сознательно от них отступает. В каждом случае выдвигается рабочая гипотеза, объясняющая дан-ные отступления. Особое внимание уделяется системе образов, хронотопу, сю-жету, функциям героев волшебной сказки и соответствующего стихотворения В.А. Сосноры. В статье демонстрируется значимость фольклорных элементов в творческом мире поэта, о чем свидетельствуют и частотность обращения к фольклорному материалу, и творческая переработка, которой В.А. Соснора его подвергает, пропуская через личное мировосприятие. В статье использованы культурно-исторический, мифологический, описательно-функциональный, сравнительно-сопоставительный, психологический и формальный методы исследования.
|