Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В. СОСНОРЫ «ВСАДНИКИ»


Номер журнала
3
Дата выпуска
2023

Раздел
ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
9-21
Ключевые слова
В.А. Соснора, сборник «Всадники», сказка, фольклор, народное творчество, V.A. Sosnora, collection "Horsemen", fairy tale, folklore

Авторы
Болнова Екатерина Владимировна

Место работы
Болнова Екатерина Владимировна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье рассматриваются конкретные случаи обращения В.А. Сосноры в поэтическом сборнике «Всадники» (1969) к сказочным мотивам и образам. Объ-ектом исследования становятся стихотворения «Последние песни Бояна», «Был крыжовник…», «Первая молитва Магдалине», в которых обращение к сказочным элементам не является организующим весь текст, но позволяет привнести дополнительные смыслы и существенно обогатить произведение. Исследовательский потенциал статьи расширяется за счет привлечения стихотворения «Легенда, которую мне рассказали…», в основу художественной системы которого положены образы русалок, широко представленные не только в русском фольклоре, но и в мифологии других народов. Расширенному и подробному анализу подвергается стихотворение «Веснушка-дурнушка», поскольку оно создано с опорой на жанр волшебной сказки. Произведение состоит из шести отдельных стихотворений, связанных единым сюжетом, имеющим сказочную основу. Предметом изучения выступают как элементы, в которых В.А. Соснора следует жанровым канонам сказки, так и те, в которых автор сознательно от них отступает. В каждом случае выдвигается рабочая гипотеза, объясняющая дан-ные отступления. Особое внимание уделяется системе образов, хронотопу, сю-жету, функциям героев волшебной сказки и соответствующего стихотворения В.А. Сосноры. В статье демонстрируется значимость фольклорных элементов в творческом мире поэта, о чем свидетельствуют и частотность обращения к фольклорному материалу, и творческая переработка, которой В.А. Соснора его подвергает, пропуская через личное мировосприятие. В статье использованы культурно-исторический, мифологический, описательно-функциональный, сравнительно-сопоставительный, психологический и формальный методы исследования.

Загрузить статью