В статье рассматривается специфика изображения эпохи Ивана IV в ро-мане А.В. Иванова «Летоисчисление от Иоанна» (2009). Автор статьи использовал сравнительно-исторический и целостный методы анализа литературного произведения. В результате исследования выявлено, что роман А.В. Иванова, посвященный осмыслению личности и эпохе правления Ивана Грозного, представляет собой синтетичное произведение, сочетающее элементы исторического романа, притчи, мистерии и жития. Хотя основой текста стал сценарий к фильму П. Лунгина «Царь» (2009), в романе как «перекодированном» сценарии, трактовка исторических событий и главных персонажей претерпевает измене-ния, авторская же трактовка опричнины основана на эсхатологической концепции А. Юрганова, согласно которой опричнина в восприятии Ивана Грозного была явлением не столько политического, сколько религиозного характера. Со-ответственно, опричнина в романе - мистерия веры, образ будущего на «земной тверди», где казни есть своеобразное русское чистилище перед Страшным су-дом, а царь добивается полновластия как исполнитель воли Божьей по наказа-нию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия» не только во спасение собственной души, но грешников, обреченных на смерть. Большая часть поступков царя в романе подчинена идее скорого конца света и вере в собственное мессианство. Стратегия исторического повествования здесь наце-лена не на изображение «реальной» истории, но на подчинение её авторской рефлексии об истории, центральным компонентом которой становится человек
|