Статья посвящена изучению «онегинской традиции» в художественном творчестве профессора Санкт-Петербургского университета, действительного члена Императорской академии наук, историка русской литературы, литератур-ного критика и цензора А.В. Никитенко (1804-1877). В центре исследователь-ского внимания находится неоконченный роман Никитенко, известный под об-щим названием «Леон», три небольших отрывка из которого были напечатаны в первой трети XIX века в таких популярных отечественных изданиях, как альма-нах «Полевые цветы» (1828), альманах «Северные цветы» (1831) и «Невский альманах» (1832). Творческий (хотя и фрагментарный) опыт критика и цензора в своем смысловом центре обнаруживает неслучайную связь с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Опубликованные отрывки из «Леона» сопоставляются с пушкинским романом в стихах, что позволяет впервые раскрыть специфику моделируемого А.В. Никитенко образа рефлексирующего героя, который противостоит «болезни века» (подражательной и искусственной романтике) и пытается ее преодолеть с помощью философии (закономерно, что произведение А.В. Никитенко имеет черты философского романа). Но при этом для создания образа Леона А.В. Никитенко использует едва ли не весь художественный текст русского и зарубежного романтизма. Механизмы диалога с этим текстом также являются предметом рассмотрения в статье. Кроме того, обосновывается тезис о том, что образ Леона можно трактовать как специфическое соединение черт Евгения Онегина и Владимира Ленского.
|