В данной статье предпринята попытка осмыслить новые факты, связанные со становлением и развитием той линии русской автобиографической прозы, которая занимается созданием образа героя-ребенка. Делается вывод, что к устойчивым особенностям художественных авто-биографий относятся хронологическая последовательность, поэтапность и авторская рефлексия. Подчеркивается то определяющее значение, которое для формирования принципов изображения детства в отечественной автобиографической прозе имели «Семейная хроника» С.Т. Аксакова и трилогия Л.Н. Толстого, включающая в себя повести «Детство», «Отрочество» и «Юность». Наряду с этим проанализированы и подвергнуты сравнению концепции детства в автобиографических повестях А.М. Горького «Детство» (1913) и Ф.Г. Сухова «Буреполом». «Буреполом» - это незаконченное, посмертно изданное (2017 г.) произведение Ф.Г. Сухова (1922-1992), нижегородского поэта и прозаика, участника Великой Отечественной войны. Данная повесть, во многом продолжающая художественные искания писателей, считающихся представителями деревенской прозы (В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин), рассказывает о жизни сельского мальчика, который смотрит на мир сквозь призму окружающих его старообрядческих обычаев и соци-альных норм. В ходе исследования выявлены определенные сходства автобиографических повестей А.М. Горького и Ф.Г. Сухова, относящиеся к повествовательной структуре (фрагментарность воспоминаний, философские размышления автора «со стороны»), композиции, некоторым ключевым художественным образам, таких как мать, бабушка, дед, - именно эти персонажи в указанных произведениях сильнее всего 61 повлияли на становление личности главных героев и формирование их внутреннего мира. Также выдвинут тезис о том, что концепция детства у А.М. Горького ориентирована на движение к внешнему миру, а кон-цепция детства у Ф.Г. Сухова - на сохранение мира внутреннего, лич-ностного.
|