Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

«В ТЕ ДНИ, КОГДА В ПРЕДДВЕРЬЕ “РАЯ”: БОРИС САДОВСКОЙ И ЕГО ПОЭМА «ВЕНИАМИН ТЕРНОВСКИЙ»


Номер журнала
1
Дата выпуска
2019

Раздел
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тип статьи
Коды УДК
82
Страницы
140-172
Ключевые слова
Б.А. Садовской, собрание сочинений, «Вениамин Терновский», первая публикация, Лидия Глазова, М.А. Яхонтова, дневник Елизаветы Садовской, Званцевы, Анатолий Глазов, B.A. Sadovskoy, collected works, «Veniamin Ternovsky», the first publication, Lidia Glazova

Авторы
Изумрудов Юрий Александрович

Место работы
Изумрудов Юрий Александрович
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В соответствии с планами подготовки полного собрания сочинений Б.А. Садовского автором проводится работа по ознакомлению читателей с ранее неизвестными текстами поэта. В настоящей статье даётся первая публикация поэмы «Вениамин Терновский», относящейся к начальному периоду литературной деятельности Садовского. Предметом исследования выступают творческая история и прототипическая основа данного произведения. Целью статьи является создание подробного комментария к поэме, отражающего ее связь с биографией и с творчеством поэта, а также с пушкинским литературным контекстом. В качестве материала исследования были привлечены рукопись поэмы, мемуары и эпистолярий ее хранителя - московского филолога М.А. Яхонтовой, опубликованные сборники стихов Садовского. Установлено, что прототипами персонажей поэмы стали реальные лица, знакомые Садовскому по «Раю» - Нижегородскому Владимирскому реальному училищу, излюбленному месту молодежи дореволюционных лет. Особую роль среди них для поэта играла Лидия Глазова, которой Садовской посвятил ряд стихотворений. Некоторые из них публикуются впервые. Автор подчеркивает значимость «Вениамина Терновского» для творческого самоопределения Садовского: в поэме проявились такие черты оригинального стиля поэта, как сатирически-пародийный слог, шаржевая манера, гротеск, использование литературной игры и маски. М ногочисленные интертекстуальные связи поэмы с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина говорят о внимании Садовского к пушкинскому литературному наследию, интерес к которому стал общей тенденцией культурной жизни рубежа XIX-XX веков. Работа представляет несомненный интерес для исследователей творчества Б.А. Садовского, занимающихся вопросами эстетической эволюции его поэзии, а также для специалистов в области литературного и исторического краеведения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 1. В.А. Багадуров // Музыкальная энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, Советский композитор,1973-1982.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/669/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 13. 03. 2018).
2 . 2. Изумрудов Ю.А. Историко-литературный и биографический комментарий к письму Б.А. Садовского Е.А. Садовской // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2018. - №2. - С. 224-232.
3 . 3. Изумрудов Ю.А. К вопросу об издании литературного наследия Бориса Садовского// Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 6. - С. 181-189.
4 . 4. Изумрудов Ю.А. Неизвестная «онегинская» поэма Бориса Садовского// Болдинские чтения 2018. - Нижний Новгород: ННГУ им.Н.И. Лобачевского, 2018. - С. 171-179.
5 . 5. Изумрудов Ю.А. Неизвестный Борис Садовской в архиве М.А. Яхонтовой // Известия Российской академии наук (Серия литер а-туры и языка). - 2018. - Том 77. - № 6. - С. 54-59.
6 . 6. Панкратов В.М. Исповедь интеллигента. - Саров: Интерконтакт,2016. - 80 с.