Дается, с комментариями, первая публикация статьи Садовского «Философия брака» (1923). Излагается ее творческая история. Отмечается, что статья написана в очень тяжелый для автора послереволюционный период жизни, когда перед ним, больным и немощным человеком, одиноким, с особой остротой встала проблема создания Семьи и обретения Дома. Одним из стимулов к написанию статьи стали взаимоотношения Садовского с В.П. Уваровой, его давней, еще с начала 1900-х гг., знакомой, чьи неизвестные исследователям письма к нему были нами учтены. Идеи, высказанные в «Философии брака», - об особенностях характера и психологии женщин, об их интеллектуальной ограниченно-сти в сравнении с мужчинами - не были оригинальными. На эту тему немало публиковалось работ в эпоху Серебряного века. Однако, подчеркнем: Садовской в концепции статьи никоим образом не был зависим от них. Многое в его миро-воззрении шло от воспитания, атмосферы родительского дома, круга общения (особенно в отроческие годы), общей консервативной закваски характера. В жанрово-тематическом отношении «Философия брака» стоит особняком в обширном массиве статей Садовского (где по преимуществу - проблемная критика, обозрения, рецензии, литературные портреты, заметки). Сопоставимо с ней только эссе «Святая реакция» (1921). В целях конкретизации смысла статьи Садовского привлечен малоизвестный очерк В.П. Далматова «Юлия Пастрана», герой которого, вымышленный приемный сын Пастраны, дает оценки творче-ским способностям женщин, близкие тому, что формулировал сам Далматов, и перекликающиеся с положениями «Философии брака».
|