Статья посвящена выявлению и анализу признаков готической литературы в романе Марины Юденич «Сент-Женевьев-де-Буа» (1999). Осуществляя ука-занную задачу, автор статьи использовал сравнительно-типологический метод и метод целостного анализа литературного произведения. В результате было установлено, что в творчестве российской писательницы готическая традиция преломляется, синтезируясь с детективным сюжетом, основанном на расследо-вании загадочного преступления. Мария Юденич обращается не только к штам-пам классической готики (мотивам смерти, кровной мести, греха; ярким образам злодея и жертвы; фигурам призраков и оживших мертвецов), но и к элементам неоготики, где мистические события становятся частью обыденного. Кроме этого, Марина Юденич изображает целый ряд топосов, обладающих признаками традиционного готического замка (монастырь, дом, квартира, психиатрическая больница). Также в романе значимую функциональную роль приобретает про-странство кладбища, название которого вынесено в заглавие. Осуществленное автором статьи исследование позволяет сделать обоснованный вывод, что в присутствующие в романе Марины Юденич специфические черты традицион-ного готического романа представлены в своеобразной авторской переработке, обусловленной индивидуальным писательским видением жанра, возникшего еще в предромантической литературе.
|