Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственного задания на про-ведение прикладных научных исследований по теме «Лингвокультурная адап-тация инофона в условиях нового урбанистического пространства: националь-но-региональный компонент» (соглашение № 073-03-2023-029). Данная статья посвящена творчеству одного из наиболее ярких представи- телей современной русской прозы - А. Варламова. Объектом исследования ста-ла малая проза писателя, а также его романы и повести «Рождение», «Лох», «Купавна», «Здравствуй, князь!», «Душа моя Павел», «Дом в деревне». Пробле-матика исследования связана с выявлением особенностей воплощения русского культурного кода в прозе писателя, которого в современном литературоведении видят продолжателем традиций деревенской прозы. Именно типологическая связь с творчеством деревенщиков позволяет выявить доминанту русского культурного кода, воплощенную в пространственной антиномии город - дерев-ня. В исследовании рассмотрены ключевые топосы данной оппозиции, особое внимание уделяется мифологеме «дом» и образу храма как ключевым для рус-ского православного сознания. В ходе исследования было обнаружено, что наиболее частотным городом в прозе Варламова является Москва, причем не только ее центр, но и окраины. Культовыми зданиями в городе для героев ста-новятся Кремль, храмы, здание МГУ. Выбор локации, как городской, так и де-ревенской, во многом обусловлен биографией самого писателя, да и сами сю-жетные ситуации носят автобиографический характер. Сюжетные ситуации, связанные с центральным персонажем, и в малой прозе, и в романах и повестях имеют определенное сходство: герой переезжает из одного пространства в дру-гое (из города в деревню и наоборот). Локализация персонажа в пространстве 21 города или деревни, его перемещение из одного пространства в другое в поис-ках смысла жизни, веры, самого себя порождает особый тип героя, о котором также говорится в данной статье.
|